Смотрите также
Источники:
Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.
Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.
Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука.
Военно-морские сигналы и сигнальные флаги появились в России практически одновременно с военным флотом, при Петре I. Уже во втором Азовском походе (1696) использовались цветные флаги для передачи команд на суда. Первые русские своды сигналов базировались на популярной в то время сигнальной книге французского адмирала А.И. де Турвиля. Сигналы по де Турвилю передавались с адмиральского корабля с помощью подъема разноцветных флагов, распускания парусов, пальбы из пушек. Первоначально свод сигналов для русских судов был опубликован на голландском языке (т.н. «Общие сигналы для руководства на флоте его царского величества», 1698, Амстердам). Предусматривалось, что ей будут пользоваться обучающиеся в Голландии русские офицеры и нанятые на русский флот голландцы. В 1708 году опубликованы уже на русском языке «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте его царского величества» (переизданы в 1710 году). В 1716 году вышла подготовленная с участием генерал-адмирала Ф.Апраксина книга "Генеральные сигналы, надзираемые в российском корабельном флоте Его Величества на российском и голландском языке". В ней были несколько упрощены и упорядочены сигналы 1710 года, за основу взяты принципы сигналопроизводства адмирала де Турвиля. В петровский Морской устав 1720 года внесены изображения сигнальных флагов и вымпелов. В частности для управления парусными кораблями предусматривалось 51 флаг и 14 вымпелов, а для управления гребным флотом 48 флагов и 17 вымпелов.
В 1742 году изданы «Генеральные сигналы для надзирания в российском корабельном флоте ее императорского величества» контр-адмирала Калмыкова. В дальнейшем «Генеральные сигналы…» несколько раз переиздавались. Система сигналов сохранилась петровская – отдельные команды передавались комбинациями флагов, парусов, пушечных выстрелов и т.п. В общем система была громоздкой, сложной как для передающей сигнал стороны, так и для принимающей. Некоторые флотоводцы составляли свои своды сигналов и использовали их для подчиненных им кораблей. Так известны сигнальная книга Григория Андреевича Спиридова для Архипелаговой экспедиции (1773), сигнальные своды А.Н.Синявина (1771), Я.Ф.Сухотина (1790), В.Я.Чичагова (1791). Все они оперировали флагами судового сигнального комплекта, поднимаемыми на различных стеньгах.
Новая система составления сигналов появилась в российском флоте при адмирале Григорие Григорьевиче Кушелеве. В Европе в то время появилась телеграфная система Бурдоннэ, где 10 вымпелов обозначали десять цифр, а уже сочетаниями этих цифр кодировались сигналы. Г. Кушелевым подготовлена книга «Рассуждение о морских сигналах, служащих к распоряжению военных флотов и ключе, сокрывающем оные от сведения неприятельского» (1797). Тогда же новая десятичная система сигналов начала использоваться на флоте. В 1789 году аналогичный "десятичный" свод сигналов, где каждой цифре от 0 до 9 соответствовал свой флаг, был составлен Г. Ботьяновым.
В 1807 году вышел перевод с английского книги «Военно морские сигналы для дневного и ночного времени», выполненный вице-адмиралом Василием Михайловичем Головниным. В основе английской системы сигналов лежала система Бурдоннэ. Сигналы передавались 10 цифровыми и 1 заменительным флагом.
В 1810-х годах вышло «Прибавление к военно-морским сигналам» по приказу адмирала А.С, Грейга.
Недостатком системы Бурдоннэ было то, что передать можно было только один из имеющихся в книге сигналов, произвольную фразу передать не было возможности. В английском же флоте к 19 веку уже появилась телеграфная система, где отдельные флаги закреплялись за буквами алфавита.
А.Н.Бутаков перевел на русский язык английскую телеграфную книгу Х. Попэма и издал ее в 1817 году под именем «Переговорный телеграф». Теперь появились флаги, обозначающие буквы русского алфавита, и стало возможным составлять флагами любую фразу.
В 1830 году телеграфная система (т.е. соответствие флага буквам алфавита) была внесена и в официальный флотский «Свод морских сигналов».
1833. «Сигналы для гребной флотилии»
1854 «Сигналы для гребной флотилии».
1855. Сигналы для винтовых лодок, СПб, Мор.тип.
1860 «Свод Рено. Общенародный морской телеграф для военных и коммерческих судов», пер. с фр., СПб., тип. Мор. Мин-ва. (по высочайшему разрешению этот свод был принят и на судах российского флота).
1865. Проект общего свода военных сигналов. СПб. Тип. Мор. Мин-ва. Под рук. Ген.-ад. Г.И,Бутакова.
В 1869 году разработан «Свод боевых и общих сигналов» (ген.адьютант Г. И. Бутаков) В нем были приведены 29 сигнальных флагов. Часть из них дошла до нашего времени.
1875. Шлюпочная сигнальная книжка для взамных переговоров между военными и частными кораблями, шлюпками и береговыми сигнальными станциями, СПб, тип. А. Траншеля.
В 1901 году вышел новый Свод сигналов (данные кн. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение, 1954)
Источники:
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
М. Высоков. Из истории становления морской сигнализации в России, Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU
В 1875 году (ПСЗ № 54475) император повелел внести в Свод военных сигналов 12 флагов из международного коммерческого Свода сигналов (который тогда содержал 19 сигналов), заменив ими старые флаги этого свода.
Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Двухфлажная сигнальная книга, Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.).
Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС).
Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой ... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов.
Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов.
В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях.
32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:
|
|
|
|
|
А, Аз |
Также обозначает букву "Я" | "Не. Нет. Не согласен. Не имею" | Флаг обозначал отрицательный ответ: "Нет. Не согласен. Не имею. Не разрешаю. Не нуждаюсь" и т.п. Если флаг "А" поднимался одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, то это придает сигналу обратное значение. | |
Б, Буки |
"Больше ходу. Дать ход". | "Сняться с якоря", "Дать полный ход" (если машины застопорены), "Больше ходу" (если корабли на ходу). | ||
В, Веди |
Курс ведёт к опасности" | Курс ведёт к опасности" | ||
Г, Глаголь |
в дополнение к значению Бранд-вахтенного - "корабль-уравнитель, корабль обозначает отмель" | Бранд-вахтенный флаг | ||
Д, Добро |
"Да. Согласен. Имею" | В таблице 1911 года флаг "Добро" жёлтый треугольный, но в таблице 1911 года сохранен и прямоугольный жёлтый флаг, но без присвоенной ему буквы, а с названием «Карантинный», т.е. обозначающий корабль в карантине. | "Да. Согласен. Имею", "Разрешаю" | |
Е, Есть |
Также обозначал "Э" и "Ять" | "Вопрос. Что случилось?" | Имел буквенное значение. | |
Ж, Живете |
[имеет условное значение] | "Дать средний ход" | ||
З, Земля |
"Имею задний ход. Дать задний ход. Меня дрейфует" | "Дать задний ход" | ||
И, Иже |
Также обозначал буквы "I" и "Ы" | "Ясно вижу. Ответ" | В таблице 1911 года литере "И" соответствует красный треугольный флажок с белой каймой. Его значением было "Ясно вижу". ???????????????????????????? | "Общесудовая тревога", "Боевая готовность №..." |
Й, И краткое |
- | «Атаковать правый или головной неприятельский фланг» | "Обнаружил мину по пеленгу ... в расстоянии ... каб" | |
К, Ка (Како) |
[имеет условное значение] | "Не могу управляться" (??) | "Выхожу из строя (ордера). Не могу управляться" | |
Л, Люди |
"Держать левее". | "Держать левее. Курс меняется влево", "Разворачиваюсь влево при помощи машины" (при постановке на якорь или съемке с якоря) | "Поворачиваю влево", "Держать левее". | |
М, Мыслете |
"Меньше ходу" | "Меньше ход. Уменьшить ход" | "Дать малый ход", "Уменьшить ход". | |
Н, Наш |
"Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами". Поднятый на ноке рея или гафеле обозначал – производятся водолазные работы. | В таблице 1911 года флаг «Н» другой – красно-белый с косицами. Обозначал "Атаковать левый или концевой неприятельский фланг" [1911]. При этом в таблице 1911 года сохранен и красный двухвостый флаг, но ему не присвоена буква, а только сохранено значение «Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами», поднятым до половины на мачте – «Временно прекратил стрельбу», поднятым до половины на ноке – «Водолазные работы» [1911] | "Веду огонь", "Гружу боеприпасы" | |
О, Он |
"Прошу позволения. Отдых" В таблицах начала ХХ века (1901) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками. | «Следовать за мной" В таблицах начала ХХ века (1911 гг.) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с четырьмя вертикальными синими полосками. | "Следовать за мной", "Прошу разрешения ..." | |
П, Покой |
"Держать правее" | "Повернуть вправо", "Держать правее", "Поворачиваю вправо". | ||
Р, Рцы |
"Поворот" | В ВМФ СССР флаг имел буквенное значение. Поднятый на левом ноке рея означал "Дежурный корабль" | ||
С, Слово |
"Стоп машина" | "Застопорить машины" | ||
Т, Твердо |
В таблице 1901 года черный прямоугольник расположен вверху у древка. "Так держать" | В таблице 1911 – вверху у фала уже жёлтый треугольник. | Имеет буквенное значение. Например, используется в двуфлажных сигналах: "Иметь ход ... узлов" | |
У, Ухо |
также обозначал букву "Ю" | [имеет условное значение] | "Терплю бедствие, нужна немедленная помощь" | |
Ф, Ферт |
"Отменительный" | "Отмена". Если флаг "Ф" поднимается одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, это означает, что сигнал отменяется. | ||
Х, Ха |
"Молитвенный", обозначал "Богослужение на корабле". Обычай поднимать на адмиральском корабле на кормовом флагштоке белый с красным крестом молитвенный флаг во время молитвы появился еще при Петре I. | В таблице 1911 года литере "Х" соответствует совсем другой флаг - черный с красным треугольником, имеющим белую кайму (в советское время он был сигнальным флагом "газ"). | "Конец учения" | |
Ц, Цепочка |
"Возвратиться из погони. Вступить в свое место". | "Возвратиться к своему соединению". При обмене сигналами корабля со шлюпками флаг "Ц" на корабле обозначает - "Вернуться к своим кораблям". | ||
Ч, Червь |
[имеет условное значение] | "Человек за бортом" (одновременно с пушечным выстрелом) | ||
Ш, Шапка |
[значение не определено] | "Дать полный ход", вместе с цифровым флагом обозначал широту места. По другим данным - только буквенное значение... | ||
Щ, Ща |
В Российской империи литеру "Щ" обозначал другой флаг (1901) - бело-красный, который имел значение «исполнительный», а позднее стал отдельным "исполнительным флагом" (уже не привязанным к букве "Щ"). | В таблице 1911 года литере «Щ» соответствуте флаг из равных красной, белой и синей вертикальных полос. | Только буквенное значение. | |
Ъ, Твердый знак |
- | В таблице 1911 года – для «Ъ» указан синий флаг с 4 жёлтыми диагоналями. | ||
Ы, Еры |
Также обозначал буквы "I" и "И" | - | В таблице 1911 года – для «Ы» указан треугольный флаг с синим треугольником имеющим белую и красную кайму (тот самый, что в таблице 1901 года и ныне считался\ считается флагом «В» | |
Ь, Мягкий знак |
- | В таблице 1911 года – для «Ь» указан прямоугольный флаг с косицами, часть у фала белая, у косиц – синяя (тот самый, что в таблице 1901 года соответствовал «1») | ||
Э, Э оборотное |
Также обозначал "Е" и "Ять" | - | - | Только буквенное значение. |
Ю, Юла |
также обозначал букву "У" | [Значение не определено] | Только буквенное значение. | |
Я, Яко |
Также обозначает букву "А" | [Значение не определено] | "Дать самый малый ход". По другим данным - только буквенное значение... | |
---- | ---- | ---- | ---- | ---- |
Ять |
Также обозначал "Е" и "Э" | В ВМФ СССР преобразован в "1-й дополнительный флаг" | ||
Фита |
В ВМФ СССР преобразован в "2-й дополнительный флаг" | |||
Ижица |
- | В ВМФ СССР преобразован в "3-й дополнительный флаг" |
Для обозначения цифр существуют специальные флаги. Они использовались в таком виде и в Российской империи (таблица 1901 года), и в СССР, используются и поныне.
1 - бело-синий треугольный флаг с двумя косицами;
4 - красный треугольный флаг с белым крестом;
7 - флаг из вертикальных красной, белой и синей полос; 0 - флаг, разделённый косым крестом на жёлтый, чёрный, синий и красный треугольники. Правда, в таблице сигнальных флагов за 1911 г. нами обнаружена совершенно другая система цифровых флагов:
Следующая группа флагов - дополнительные и специальные. Ниже представлены флаги ВМФ СССР: Дополнительные (заменяющие) флаги использовались для замены буквенных или цифровых флагов, когда чтобы набрать требуемый сигнал не хватало имеющихся комплектов буквенных или цифровых флагов. Первый дополнительный флаг заменял первый буквенный или цифровой флаг в сигнале, второй дополнительный заменял второй флаг в сигнале и т.д.
ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи. Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
Сигналы шлюпокДля переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг (либо шлюпочный флаг поднимается вместе с каждым сигналом для шлюпок, выше других сигнальных флагов). На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". В начале 20 века в Шлюпочной сигнальной книге было 15 или 16 флагов. В учебнике "Сигнальное дело" 1939 года упоминались 17 флагов: "А", "Б,", "В", "Г", "Д", "Е", "З", "К", "Л", "М", "Н", "П", "С", "Т", "Ц", "Телеграфный", "Ответный вымпел". В 1940 году речь шла уже 48 флагах.
Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
Ниже для справки приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге" (1901 года [15 (16) флагов] и 1940 года [48 флагов]): |
ФЛАГ |
Значение по Шлюпочной книге 1901 г. |
Значение по Шлюпочной книге 1940 г. |
А | Не. Нет. Не согласен. Не могу. Сигнал до вас не касается. | Не согласен. Не разрешаю. |
Б | Больше ходу. Сильнее гресть. Прибавить парусов. Дать ход. Весла на воду. Сняться с дрейфа. | Больше ход. Сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа |
В | -- Х -- | Курс ведет к опасности |
Г | Брандвахтенный. Корабль-уравнитель. Корабль (шлюпка), обозначающий мель. | Брандвахтенный |
Д | Карантинный. Да. Согласен. Имею. Могу. | Да. Согласен. Разрешаю. |
Е | Вопросительный. Прошу позволения. С позывными - Что случилось? | что случилось? |
Ж | -- Х -- | [буквенное значение] |
З | Дать задний ход. Имею задний ход. Меня дрейфует. Не выгребаю. | Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить. |
И | Ответный. Ясно вижу. (флаг "И" - красный вымпел с белым кругом). В случае махания флагом - "Не могу исполнить". | [буквенное значение] |
К | Не могу управляться. Подайте конец или буксир. (флаг "К" - три вертикальные полосы, красная, белая, красная) | Не могу управляться |
Л | Держать левее | Держать левее |
М | Меньше ходу. Легче гресть. Убавить парусов. | Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов. |
Н | Гружу или везу порох. Стреляю в цель из орудий или минами. Взорвать мину. Позволяет начать стрельбу. | Гружу или имею боевой запас. |
О | -- Х -- | [буквенное значение] |
П | Держать правее | Держать правее |
Р | -- Х -- | [буквенное значение] |
С | Стоп машина. Суши весла. Лечь в дрейф. | Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф. |
Т | Так держать. | Так держать. |
У | -- Х -- | [буквенное значение] |
ф | -- Х -- | Отменительный |
Х | -- Х -- | Конец учения или занятия |
Ц | Возвратиться. Вступить в свое место. Возвратиться с катания. | Возвратиться. Вступить в свое место. |
Ч | -- Х -- | Человек за бортом |
Ш | -- Х -- | [буквенное значение] |
Щ | -- Х -- | [буквенное значение] |
Ъ | -- Х -- | Флагман (командир) показывает курс |
Ы | -- Х -- | [буквенное значение] |
Ь | -- Х -- | [буквенное значение] |
Э | -- Х -- | [буквенное значение] |
Ю | -- Х -- | [буквенное значение] |
Я | -- Х -- | [буквенное значение] |
1 | -- Х -- | [цифровое значение] |
2 | -- Х -- | [цифровое значение] |
3 | -- Х -- | [цифровое значение] |
4 | -- Х -- | [цифровое значение] |
5 | -- Х -- | [цифровое значение] |
6 | -- Х -- | [цифровое значение] |
7 | -- Х -- | [цифровое значение] |
8 | -- Х -- | [цифровое значение] |
9 | -- Х -- | [цифровое значение] |
0 | -- Х -- | Начало шлюпочных гонок. Цифровое значение - нуль |
Норд | -- Х -- | Румб Норд |
Зюйд | -- Х -- | Румб Зюйд |
Ост | -- Х -- | Румб Ост |
Вест | -- Х -- | Румб Вест |
Телеграфный | Имею важное поручение или приказание. | Имею важное поручение |
Ответный вымпел | -- Х -- | Ясно вижу. Понял. |
Шлюпочный | Использовался кораблем для разговора со шлюпками, как позывной шлюпок, отдельно - призыв всех своих шлюпок. Во время шлюпочных катаний позывной шлюпки означает "Не то делаете". Самими шлюпками для производства сигналов не используется. | Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные шлюпок. Самими шлюпками для производства сигналов не используется. |
В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).
Источники - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.
Шлюпочная сигнальная книжка для переговоров со шлюпками, паровыми катерами и миноносками. С-Петербург, Типография Морского Министерства, 1901 г.
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry.
last edited 5.3.2013