Некоторые исторические знамёна


Эта страница заведена специально, чтобы разместить описания некоторых примечательных в истории российской вексиллологии древних знамён, которые "не укладываются" в другие рубрики нашего сайта.


Знамена похода Ермака 1581-1582 гг.

В Оружейной палате Кремля хранятся три знамени Ермака Тимофеевича из сибирского похода 1581-1582 гг. Знамёна хранились в Тобольске и переданы в Москву только в 19 веке. Первое знамя голубого цвета. На знамени изображена сцена - Иисус Навин перед Архангелом Михаилом. Ставший главой Израиля после смерти Моисея Иисус Навин встретил Архангела Михаила. Тот сказал ему: "Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое". Сцена, когда Иисус Навин снимает сапоги, и изображена на знамени. Надпись вверху: "ГРОЗНЫЙ ВОЕВОДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА". Ныне знамя хранится в Оружейной палате.

Фото знамени воспроизводится по сайту "МУЗЕИ МИРА" - http://museums.artyx.ru

Второе и третье знамена: в центре полотнища на синем поле вшиты "восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами. На широких каймах — узоры, по углам — розетки".

По статье Г.Вилинбахова на сайте http://annales.info/.... Цветной рисунок знамени Ермака - по книге К.Иванова "Флаги государств мира". 1971

Лукиан Яковлев в своей "Подробной описи русских старинных знамен" (сер. 19 в) описывал сибирские знамена так:

"Одно знамя № 3696 четыреугольное, холстинное, мерою по древку 3 арш. 6 верш. шириною 2 арш. 9 верш. середина голубая, на ней вшито изображение Архангела Михаила, составленое из разноцветных кусков холстины, пред Архангелом Иисус Наввин, на коленах, иззувает сапог; вдали град Иерихон. Койма из коричневаго холста, в углах репья малиновыя, по-бокам, и по нижней койме нарисованы плоды и цветы, на верхней койме надпись: "Грозный воевода Архистратиг Михаил". кроме этой каймы была еще другая койма голубаго цвета, которая уцелела только на верхней и на нижней сторонах знамени.
Древко крашеное красное; навершье железное копье, на нем осмиконечный прорезной крест.
Два других знамени № 3697, № и 3698-устроены так:
№ 3697 мерою по древку 2 арш. 8 верш., шириною 3 аршина 6 верш. середина знамени синяя холстинная, на ней вшиты лев и единорог, готовые к бою, из белой холстины; во круг знамени койма из красной холстины, нижняя полоса и часть верхней полосы коймы оторваны; на уцелевших же полосах вшиты из белой холстины: на верхней солнце, на боковых коймах репья, и в верхнем углу крест, составленный из четырех гербовных лилий.
Другое знамя № 3698 мерою по древку 3 арш. шириною 2 арш. 9 верш. середина знамени синяя, холстинная, кругом пришита койма из белой холстины, городками, а в середине вышиты из белой же холстины лев и единорог, готовые к бою; изображенья расцвечены черною краскою, язык у льва из красной холстины; кругом всего знамени широкая койма, с трех сторон неопределенного цвета, а с четвертой красная, холстинная же; по койме с трех сторон написан черною краскою развод и травы, и в четырех углах репья.
Древки знамен красныя; навершья копья железныя гладкия".

Знамя Д.Пожарского

Знамя использовалось в ополчении князя Д.Пожарского. После освобождения Москвы от поляков знамя хранилось в селе Пурих, в 1827 году передано в Оружейную палату Кремля. В настоящее время знамя ветхое.

На одной стороне знамени изображена сцена из Ветхого Завета - Иисус Навин перед Архангелом Михаилом. Иисус Навин стал вождём Израиля после смерти Моисея, коленопреклоненный Иисус Навин изображен перед Архангелом Михаилом перед штурмом города Иерихона. Та же сцена изображалась и на знамени Ермака (1582 г.), но в отличие от него на знамени Пожарского более детально прорисованы фигуры (добавлен лежащий на земле меч Иисуса Навина, ножны, нимб Иисуса Навина, плащ, крупными буквами надписаны имена персонажей, удалены изображения облаков и моря. По кайме знамени надпись:

"Бы(сть) егда бяше И(су)с(у) у Ерихона и возръ(в) оч(и)ми своима, видъ ч(е)л(ове)ка стояша пред (н)им и ме(ч) (его) о(б)наже(н) в руцъ (е)го, и (п)риступив к не(му) и р(е)че: наш ли еси или от сопоста(т)у наши(х)? Он же р(е)че ему: а(з) архистратиг силы Г(оспо)дн(и), н(ы)нъ приидох съмо. И пад(е) Ису(с), поклонися лиц(о)м своим на зе(м)лю и рече ему: вл(ады)ко, что (ми) повъ(л)еваши тво(ему) рабу? И рече архистратиг Г(осподе)нь ко Исусу: и зуй сапог тво(й) с н(о)гу твоею, мъсто б(о) на нём же стоиши ты с(вя)то е(с)т(ь). И сотв(о)ри Исусъ тако".

На другой стороне знамени изображен Господь Вседержитель.

Фото знамени - по https://ru.wikipedia.org/wiki/...
Расшифровка вязи надписи на знамени - по https://ru.wikipedia.org/wiki/...

реплика знамени молодежный поход

Знамя Пожарского полюбилось современным флагопроизводителям. Уже изготовлено множество современных реплик различного качества. При этом эти многочисленные реплики освящаются, снабжаются почетным караулом, используются в церемониях и т.п. На наш взгляд это порочная практика, но что есть, то есть.

Качественное фото современной реплики знамени Пожарского - по http://zanuda2.livejournal.com/631302.html; Вторая фотография - с http://fond-zkpch.narod.ru/n_20120709.html

Знамя 1696-1699 с изображением Иоанна Воинственника

Четвероугольное знамя размерами 2 арш. 5" на 2 арш. 3" 3/4. Середина малиновой камки, кайма зеленая с золотыми полосками. На лицевой стороне писан серебром и золотом Св. Иоанн Воинственник на белом коне. На обороте Животворящий Крест на трех ступенях, копье и трость, все золотое, 8 золотых отдел. Надписи золотые.

Ч/ю оисунок из труда В. Звегинцова. Цветной рисунок из труда А. Висковатова

Знамя 1690 г. Ивана V и Петра I

Знамя из жёлтой тафты, с широкой красной каймой и разноцветной шелковой бахромой. "На одной стороне, на середине, изображён Нерукотворный образ, поддерживаемый Ангелами, с надписью на убрусе: «Iоанномъ».
Ниже образа, по левую сторону, святые: Сергий, Филипп, Николай, Иона, Пётр; а по правую – Димитрий Царевич, Св. Герман, Гурий, Алексий, Варсонофий; ещё ниже – молящиеся на коленях преподобные Антоний и Феодосий, а между ними продолговатый щит с надписью: «Въ небе живущему на небесехъ, наши очи возводимъ Владычице всехъ и Пречистому Нерукотворенному образу Твоему не созданному, пренебесный Царю, поклоняемся, со усердiемъ припадая, молимся, подаждь Благовернымъ Царемъ Московскимъ и Великимъ нашимъ Княземъ Россiйскимъ на врага победу и одоленiе».
На кайме находятся изображения: в обоих верхних углах – Св. Иоанна Предтечи, держащего в руках хартию с надписью: «Покайтеся, приближеся» и Св. Иоанна Богослова, а в нижних – царей Иоанна и Петра Алексеевичей.
В верхней полосе каймы надпись: «Лета 7198 (1690) Декамврiя въ 25 д. написася сіе знамя Благочестивейшія Державы и правленія Великихъ Государей Царей и Великихъ Князей Іоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя и Белыя Росiи Самодержцевъ».
В нижней полосе – российский двуглавый орёл и, по бокам его, в серебряных щитах, надписи: подле левого крыла – «Орёлъ, по естеству, смотритъ солнца, сице зрятъ пресветлыя лица главою своею сугубою, единородному брату обою Великихъ Государей и Царей, Монарховъ нашихъ, Великихъ Князей. Одно солнце Iоанна Алексеевича, второе солнце Петра Алексеевича, всея Великія и Малыя, Червонныя, Черныя, Белыя, Славено-Россiйскихъ Самодержавцевъ и многихъ Царствъ Пресветлыхъ Державцевъ»; подле правого крыла – «Орёлъ наричется Царь небесный, сице наречетъ и Царей земныхъ. Орелъ значитъ: сугубою головою Московскихъ нашихъ двухъ Царей, имъ по три венца въ душахъ ихъ сiяютъ, во Троице Бога прославляемая Отца и Сына и Святаго духа; имутъ по два крила и въ дланія вручи имъ Богъ скипетръ и державу правленіе Царствъ, и на враговъ, въ шуйца же имъ Державу со крестомъ, да побеждаютъ враговъ со Христомъ».
С боку каймы также надписи в щитах, из которых одна от ветхости стёрлась, а другая следующего содержания: «Въ духовномъ чину отца ихъ и богомольца, при великомъ господине Святейшемъ Киръ-Іоакиме Московскомъ и всея Русіи и всехъ Северныхъ странъ Патрiархе».
На другой стороне, посередине, Архангел Михаил на коне и, возле него, лики Иисуса Христа и Божией Матери. Над Архангелом – золотая радуга, а в его руках крест, труба, Евангелие, кадило, копьё и поводья коня. Под ногами коня море, в котором утопает сатана и гибнут его твердыни. Выше сатаны, в гортань которому Архангел Михаил устремляет копьё, находится щит с надписью: «Запретивъ ты языкомъ злы врагъ порубися, имя его тобою вечно потребися». Над погибающими твердынями подобный же щит и в нём надпись: «Врагу имети тобою вельми умалени и крепцы градове его разрушени«.
По четырём углам каймы изображены: Святые Апостолы Пётр и Павел и Святые Борис и Глеб; между ними щиты с надписями, из которых явственны только две: сбоку образа – «А трудами и художествомъ новопостроеннаго Кизическаго монастыря многогрешнаго монаха Гервасіа» и внизу подле двуглавого орла – «И покры яко орелъ гнездо свое, милосердіе. и человеколюбіе, собра вся языки гнезда земнаго, втройце славити Бога единаго въ десныхъ пазъ нокшяхъ жезлъ или скипетръ и мечъ жезломъ сокрушитъ, яко сосудъ скудельничи, языки поганыхъ, незнающихъ Бога, и всяка супостата и врага».
Каждая сторона знамени имеет на кайме серебряные и золотые восьмиконечные звёзды. Фон вокруг святых красный, а узоры серебряные. Внизу каймы – золотой двуглавый орёл. Щиты с надписями и узоры вокруг них серебряные. Лучи звёзд напополам золотые и серебряные.

Материалы труда В. Звегинцова

Знамя 1693 г, взятое шведами под Нарвой

Ныне в Музее армии в Стокгольме хранится русское знамя, взятое в качестве трофея в 1700 году под нарвой. Знамя псковского производства, 1693 года. Размер знамени 3х3,5 метра. Древко изначально красного цвета. В середине полотнища двуглавый орёл, увенчанный тремя коронами, по сторонам него солнца и звезды, вверху Троица и святитель Сергий Радонежский. В нижней части надпись: "При бытности во Псковском государстве, ближняго окольничего и воеводы и наместника Нижегородского Петра Матвеевича Апраксина с товарищами". Древко красного цвета.

Фото "Armee Museum"