Адмиралтейские заводы Адмиралтейский судостроительный завод - см. раздел "Адмиралтейские заводы" Акцизное ведомство Амурский телеграф Архангельская губернская администрация Архиепископ Архангельский и Важский Аэроклубы. Отдел воздушного флота Балтийский автомобиль- и аэро-клуб (в Риге) Балтийский судостроительний и механический завод - см. раздел "Адмиралтейские заводы" Беломорская компания Бельское пароходство (Поповой) - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Братьев Каменских компания - см. "Пароходства" Буксирный пароход "Вага" Игнатий Бурков, суда - см. "Пароходства" Ведомство путей сообщения Верфь Санкт-Петербурга Военно-сухопутное ведомство, Военное ведомство (cуда не под командой офицера) Воздухоплавательные части - см. "Военное ведомство" Военные поселения Волжская биологическая станция Восточное общество торговых складов "Helsingfors Angfartigs A.B". Гельсингфорс - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" "Гельмсинг и Гримм" Рига - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Главное управление торгового мореплавания и портов Горные клубы и общества Губернаторы, областные администрации Дипломатический корпус "Дитрих Хейдеманн" Виндау - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Добровольный флот - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" "Дойч-Руссише Нафта импорт геселлшафт" Заводы: -Адмиралтейские заводы -Балтийский завод -Билимбаевский завод графа А.С.Строганова -Ижорский завод -Кирсинский завод господ Пастуховых -Обуховский завод -Омутнинский завод господ Пастуховых -Песковский завод господ Пастуховых -Пудемский завод господ Пастуховых -Суда Шайтанских заводов Ивана Ярцева -Cуда Кыновского завода графа А.С. Строганова -Cуда товарищества химических заводов Петра Капитоновича Ушкова и Ко -Общество Коломенского машиностроительного завода -Суксунские горные заводы Иерусалимский флаг Ижорский завод - см. раздел "Адмиралтейские заводы" Императорское Общество рыбоводства и рыболовства Императорское Общество спасания на водах "Кавказ и Меркурий" - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Кавказская гребная флотилия Казенное лесное ведомство Камчатская областная администрация, Камчатский губернатор - см. "Губернаторы, областные администрации" Карантинная служба Китайская-Восточная железная дорога Кольская администрация (Арх.губ.) Компания Волжско-Тверского пароходства по цепи- cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Компания цепного пароходства по реке Шексне- cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Корабли-приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии Кронштадтский детский корабль-приют см.также Часть 2: Лига обновления флота Флаг для призыва лоцмана Гидрографическая, лоцманская служба, маячные флаги суда купца И.И.Любимова - см. "Пароходства" Мельниковой Е.И. пароходство (на р. Оби) - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Министерство земледелия (надзор за рыбными и морскими зверобойными промыслами) Министерство финансов Министерство торговли и промышленности Морское ведомство (суда, комплектуемые вольнонаемным личным составом) "Московский городовой флаг" "Московский вице-король" "Московское дворянство" Нефтепромышленное и торговое общество («А.И.Манташев и Ко»), Батум Начальник торговый портов (см. "Главное управление торгового мореплавания и портов") пароходы Новаховича и Женьеса Обуховский сталелитейный завод - см. раздел "Адмиралтейские заводы" Общество пароходства по Волхову, ОПВ - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Общество пароходства по Днепру, ОПД - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Общество подаяния помощи при кораблекрушениях Общество спасания на водах Отдел воздушного флота (см. "Аэроклубы") Отдельный корпус пограничной стражи Почтовое ведомство Пакетботы, Чёрное море Пароходства - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Пассажботы "По Волге" пароходство - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Перевозка пороха. Сигналы флагами Пожарные команды Правительственные административные суда, 1914 Речная и портовая полиция Российский морской союз Российско-Американская компания Российское (Императорское) Общество рыбоводства и рыболовства Российское общество попечения о раненых и больных Российское общество Красного Креста Российское общество пароходства и торговли, РОПИТ - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Русское Восточно-Азиатское общество (компания) - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Русское общество вывозной торговли, РОВТ Российское транспортное и страховое общество "Русь" - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Рыбные промыслы - см. "Управление рыбных промыслов..." Общество пароходства "Самолет"- cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Санкт-Петербургские и Кронштадтские транспортные суда - см. раздел "Почтовое ведомство" Сахалинская областная администрация - см. "Губернаторы, областные администрации" Севастопольский градоначальник Севастопольский детский корабль-приют - см. "Корабли-приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии" Сибирская удельная фактория в Находке "Симада П.Н.", торговый дом, г. Николаевск-на-Амуре Соловецкий монастырь Соединенное российское пожарное общество Спасательная станция о.Новая Земля Суда перевозки корабельных лесов по Онежскому озеру Судовые компании Игнатия Буркова, "Helsingfors Angfartigs A.B.", "Helmsing & Grimm", Dietrich Heydemann Таганрогский детский корабль-приют -см. "Корабли-приюты Ведомства учреждений Императрицы Марии" Таможенная служба / Таможенное ведомство Телеграфная служба Товарищество Шлиссельбургского пароходства- cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Торговый дом "Братья Лассманны" Удельное ведомство Управление Каспийскими рыбными и тюленьими промыслами Управление Закавказскими рыбными промыслами Управление гос.имущества в Туркестанском крае (рыбные промыслы) Управление рыбных промыслов Туркестанского края и Черноморско-Дунайского бассейна Уральское казачье войско Уфимская городская управа, суда на р. Каме Училище торгового мореплавания Енисейское управление гос.имущества (рыбные промыслы) Финляндское общество спасения на водах Черноморско-Дунайское пароходство - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" Частные суда - cм. раздел "Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда" см.также Часть 3 - Пароходства, судовые компании и частновладельческие суда: Добровольный флот Русское общество пароходства и торговли, РОПиТ "Кавказ и Меркурий", СОПиТ Черноморско-Дунайское пароходное общество Компания Волжско-Тверского пароходства по цепи Компании цепного пароходства по реке Шексне Бельское пароходство (Поповой) Пароходное общество "По Волге 1843 г." Русское Восточно-Азиатское общество (компания) Братьев Каменских компания Общество "Быстроходъ" Российское общество морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей (Российское морское и речное общество) Общество пароходства по Днепру и его притокам Общество пароходства по Волхову Шлиссельбургское пароходство Общество пароходства "Самолет" Игнатий Бурков, суда Антуфьевы, Владимир и Николай, суда "Дес Фонтейнес" Шмидт, судовладелец Пароходство Регира П.П. "Русское общество коммерческого пароходства" Пароходное общество братьев Зеебергов, Рига Русско-Балтийское общество пароходства, Рига Архангельско-Мурманское пароходство П.Шполянский, судовладелец Шведско-Российское судоходное акционерное общество "Д.Диамантиди и сыновья"; Таганрог Николас Мефинити, суда "Helsingfors Angfartigs A.B". Гельсингфорс "Finska Ångfartygs Aktiebolaget" (Гельсингфорс) "Aktiebolaget Finska Skoldkeppsrederiet" (Гельсингфорс) "Гельмсинг и Гримм" Рига Рижское пароходное общество Рижское общество срочного судоходства "Дитрих Хейдеманн" Виндау Датское русское пароходство / Det Dansk Russiske Dampskibs Selskab "Русское Cеверо-Западное пароходство (в Либаве) Северное пароходное общество "Христиан Йенсен" Общество пароходства по Дону, Азовскому и Черному морям Пароходство по реке Висле Адольфа Пека Пароходство по реке Висле акционерного общества свеклосахарного завода "Леоновъ" Пароходство по реке Висле Маврикия Фаянса Пароходство по реке Висле Эноха Фридмана Общество пароходства по реке Висле Эдуарда Яворского и Адольфа Вахарца Пароходство по реке Висле Станислава Гурницкого Суда пароходства по Вятке потомственного гражданина Тихона Филипповича Булычева Суда товарищества цепного пароходства по реке Свири Суда общества Петербургско-Волжского пароходства Товарищество Петербургско-Петрозаводского пароходства Суда пароходного товарищества "Лебедь" Товарищество пароходства "Первенец" Суда коммерции Советника Беляева Петра Абрамовича Cуда купца Станислава Янова Гурницкого Суда пароходовладельца А.Д.Соболева Суда чердынского 1-й гильдии купца Г.М.Лунегова Суда потомственного почетного гражданина Г.Е.Ильинского Суда товарищества Алатырских мельниц Суда пароходства купчихи Моисеевой Суда пароходовладельца Ф.Е.Крепиша Суда пароходовладельца купца Набатова Суда фирмы "Громов и Ко" суда купца А.А.Зевеке Суда купца И.И.Конецкого Суда новоладожского купца Набокова М.М. Суда вице-адмирала П.А.Моллера Суда М.Ф.Федорова Суда купца А.Любищева Суда купца Ф.С.Степанова Суда купца Н.Ф.Степанова Суда товарищества шерстяных изделий "Торнтон" Суда купца А.Н.Русанова Суда санкт-петербургского 1-й гильдии купца Николая Григорьева Суда товарищества Курбатова и Игнатова суда купца И.И.Любимова Суда купца Николая Мухина Суда купца Николая Мухина и Ко Суда мещанина Цалки Хазина Cуда Уфимского городского общества Cуда купца Прокопия Прохорова Cуда череповецкого купца Семена Петровича Тарасова Cуда мещанина Малки Готлиба Cуда мещанина Михеля Гольдмана Cуда мещанина Мовши Готлиба Cуда мещанина В.Г.Терашкевича и Ивана Ящиковского Cуда прусского подданного Альберта Аккермана Cуда мещанина Ошера Абрина Cуда мещанина Ошера Колодного Cуда мещанина Лейбы Дуневича Cуда мещанина Абрама Зоубермана Cуда мещанина Янкеля Штейнберга Cуда мещанина Ицки Ритермана Cуда мещанина Берки Соколовского Cуда мещанина Шлемы Айзинберга Cуда мещанина Шлемы Любашевского Cуда мещанина Мовши-Гирши Брегмана Cуда мещанина Литмана Глибермана Cуда прусского подданного Людвига Маркса Cуда мещанина Шмуйлы Зельдина Cуда мещанина Стефана Трофимовича Сарапина Cуда купца Гензеля Аронова Офингендена Cуда мещанина Еремея Герасимова Короля Cуда дворянина Якова Акимова Саченко-Сакума Cуда мещанина Германа Вильгельмовича Кроля Cуда купца Шлемы Михелева Кермана Cуда мещанина Шахны Брегмана Cуда мещанина Абрама Бермана Cуда мещанина Хаима Бриксмана Cуда киевского жителя Федора Пузаевского Cуда мещанина Аарона Китнера Cуда прусского подданного Августа Желяшкевича Cуда мещанина Юделя Найдича Cуда купца Ивана Кузьмича Цыпулина Cуда мещанина Айзека Михелева Басевича Cуда мещанина Михаила Иванова Баглея Cуда мещанина Ицки Лейбы Цейтлина Cуда графа Плятер-Зиберга Cуда купца Исидора Моисеевича Лурье Cуда купца Якова Ильича Фейгельмана Cуда Игнатия Васильевича Белинского Cуда мещанина Мордуха Оральника Cуда купца Ивана Васильевича Александрова Суда купца Юдаева Климентия Иванова Суда купца Петра Петрова Лузинова Суда Е.Н. Всеволожской, жены статского советника Адмиралтейские заводыУказом императора Николая II "Об установлении новых флагов для четырех заводов морского ведомства" 12 мая 1908 года были учреждены флаги Адмиралтейского судостроительного, Балтийского судостроительного и механического, Ижорского и Обуховского сталелитейного заводов. В углу полотнища помещались 4 разъединённых якоря, а в центре полотнища литеры соответственно "А.3.", "Б.3.", "И.3." или "О.3." Использованы материалы эссе Раисы Иволги (2001), опубликованное на сайте города Колпино Указ воспроизведен в ПСЗ РИ №30358 |
Отличительные вымпелы Адмиралтейского судостроительного завода, Балтийского судостроительного и механического завода, Ижорского завода, Обуховского сталелитейного завода утверждены морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлены на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
Акцизное ведомствоПерекрещенные синие кадуцеи на верхней белой полосе национального триколора были и на флаге судов акцизного ведомства России (податной инспекции в Астрахани), утверждённом указом от 17 июня 1892 года (ПСЗ РИ, № 8727). (информация А.Басова и данные ПСЗ РИ). |
Отличительный вымпел судов Акцизного ведомства и податной инспекции в г. Астрахани утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
Амурский телеграф20 мая 1865 года (ПСЗ РИ, №42113) именным указом введены новые флаги для пароходов и судов Амурского телеграфа. Указ объявлен Сенату Главноначальствующим над Почтовым департаментом: "присвоить пароходам и судам Амурскаго телеграфа, взамен существующих, следующие флаги, по прилагаемым рисункам: кормовой - по рисунку существующаго почтоваго, с тем отличием, чтобы, вместо почтоваго рожка, в правом верхнем углу, был помещен телеграфный знак, носовой - на белом поле красный телеграфный знак, и стеньговой - на мачте из такого же телеграфного знака с белой косицей". Источники - ПСЗ РИ, "Альбом штандартов флагов и вымпелов Росийской империи и иностранных государств", сост.М.Беловым, 1898 |
"Архиепископ Архангельский и Важский"Во французских флотских таблицах-определителях флагов XIX века указан флаг архиепископа Архангельского и Важского - белое полотнище с жёлтым иерусалимским крестом. Подтверждения этого флага в российских источниках мы пока обнаружить не смогли... Рисунок взят с таблицы-определителя флагов германского ВМФ Возможно (?) имелся в виду флаг архиепископа Холмогорского и Важского (с 1735 - архиепископ Архангелогородский и Холмогорский, с 1787 - епископ Архангельский и Олонецкий, с 1799 - епископ Архангельский и Холмогорский). |
Аэроклубы (Одесский аэроклуб, Императорский всероссийский аэроклуб), Отдел воздушного флотаВ первые годы ХХ века в России возникло несколько аэроклубов. Один из первых - Одесский аэроклуб. 16 апреля 1909 года на общем Собрании Одесского Аэроклуба был утвержлёт знак клуба: основу знака составляет вытянутый овальный серебряный лаврово-дубовый венок - символ славы и крепости. В центральной части знака – изображение летного поля, покрытое зеленой эмалью. На фоне летного поля силуэт накладного, золотого воздушного шара. В верхней части знака стилизованный накладной силуэт аэроплана (системы Блерио), развернутый в три четверти, из серебра. Крылья последнего чуть выступают за пределы венка с обеих сторон. В верхней части аббревиатура из трех букв золотом ОАК, опирающаяся основанием на центральную часть аэролана. Тогда же утвержден и флаг клуба, "представляющий собой белое поле с изображением знака Клуба в центральной части". К статье Б.Степанова и М.Хайрулина представлена фотография реконструкции этого флага, в крыже - национальный российский триколор. |
В 1908 году в Санкт-Петербурге был организован Всероссийский аэроклуб (ВАК). После принятия Николаем II покровительства над клубом он стал назваться Императорским (ИВАК). Эмблема клуба - серебряная восьмиконечная звезда с наложенным на неё золотым крылатым якорем лазоревым щитом, на котором была нанесена золотом аббревиатура клуба "ИВАК". Флаг клуба - белое полотнище с российским триколором в крыже и эмблемой ИВАК в противоположном углу полотнища. В 1908 году Императорский Всероссийский Аэроклуб с разрешения императора начал всенародную подписку на создание Воздушного флота. Был создан Особый комитет по усилению военного флота на добровольные пожертвования, а в его составе Отдел воздушного флота, который занялся обучением пилотов, покупкой аэропланов и т.п. Флаг Отдела воздушного флота Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования Высочайше утвержден в Петергофе 31 июля 1911 года. Описание флага: Флаг имеет форму равнобедренного треугольника: длина флага в 3 раза больше ширины (у основания треугольника). По длине флаг разделен на две части в отношении 1:2; в первой части три горизонтальные полосы (считая сверху) белая, синяя и красная; остальная часть флага белая, и в ней помещен синий вензель из инициалов Отдела Воздушного Флота (О.В.Ф.)" Источник - Б.Ю.Степанов М.А.Хайрулин "К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)" [опубл. в http://retrozavr.diary.ru/...] |
Балтийский автомобиль- и аэро-клуб (в Риге)В Уставе Балтийского автомобиль- и аэро-клуба указано, что клуб "имеет собственный флаг,который может развеваться на моторах, принадлежащих членам клуба". Однако, внешний вид флага не установлен. Устав клуба, 1910 г., РГБ |
Беломорская компанияВ "Статистической таблице Всероссийской империи..." И. Голицына (1807) описан флаг Беломорской компании: "Флаг Беломорской Компании. В белом поле две синия, одна на другой, наклонно лежащие широкия полосы, разделенные в средине третиею такого же цвета" Учитывая, что в описании прочих флагов в этом источнике допущено много ошибок, можно предположить, что флагом Беломорской компании назван не до конца раскрашенный рисунок гюйса или же переходного петровского флага. Голицын И. А. Статистическая таблица Всероссийской империи, или Физическое, политическое статистическое начертание России, с XIX го столетия, из новейших писателей извлеченное. - Москва, 1807 г. |
Буксирный пароход "Вага" (Министерство императорского Двора и уделов)Удельный буксирный пароход "Вага", предназначенный для плавания по Северной Двине, 9 марта 1895 года получил соизволение императора использовать специальный флаг (ПСЗ 11442). В крыже - "русский коммерческий флаг", в вольной части внизу на зелёном поле "морской" двуглавый орёл с вензелем императора в красном щитке на груди. В книге В. Соколова на груди орла вензель императора Александра. Однако, на рисунке в ПСЗ видно, что вензель принадлежит Николаю II, а орел имеет в когтях две карты. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
Ведомство путей сообщенияФлаг ведомства путей сообщения с 15.01.1830 по 1865 год был белым с зелёным андреевским крестом. Флаг поднимался на корме гардкаутов. На яхтах использовался такой флаг на корме и аналогичный, но меньший по размеру гюйс. Этот флаг введен Именным указом от 15 января 1830 г. (ПСЗ №3423) Его Королевскому Высочеству Главноуправляющему Путями Сообщения об утверждении флага для судов ведомства Путей Сообщения. Материалы ПСЗ РИ |
Кормовой флаг судов Ведомства путей сообщения (вместо прежде существовавшего) Высочайше утвержден 28 сентября 1870 года (ПСЗ РИ, №48753). 28 октября 1870 года именной указ объявлен Сенату Управляющим Морским министерством. Флаг был приближен по дизайну к национальному, лишь в кантоне добавлялись синие якорь и топор. |
Рисунки флагов Ведомства путей сообщения взамен прежнего флага (1870) Высочайше утверждены 2 апреля 1881 года (ПСЗ РИ, 1881 г., №64). Распоряжением Министерства путей сообщения № 7 от 7 мая 1881 года было рекомендовано поднять новые флаги с 1 июля 1881 года, там же давались пропорции флагов и рекомендации по их использованию. "Общий флаг ведомства путей сообщения, поднимаемый:
Общий флаг ВПС - белый с национальным флажком в кантоне и синими якорем и топором, постовой флаг ВПС - национальный триколор, в вольной части на белом фоне синий топор и якорь; вольная часть флага закруглена. Наибольшие размеры флагов были: общего 48 х 72 вершка, постового - 24 х 72 вершка. Материалы ПСЗ РИ На рисунке - размеры флагов 1881 года (согласно распоряжению МПС №7) |
17 марта 1914 года утверждены флаги должностных лиц МПС: |
флаг Министра Путей Сообщения - белый с синими топором и якорем в центре; |
флаг товарища министра (первого заместителя) - такой же, но с узкими синими полосками по верхней и нижней кромкам; |
флаг Начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог - как флаг министра, но с узкими красными полосками по верхней и нижней кромкам. |
флаг Начальника округа путей сообщения - белый с синими топором и якорем, флаг имел две косицы. |
По данным статьи А.Л.Гольянова "История флагов ведомства путей сообщения" (сборник трудов "Страницы истории железнодорожного транспорта России" под ред. Г.П.Закревской, М, 2013 г)
в 1914 году утверждены также:
24 декабря 1914 года для судов всех ведомств (если команда не состоит на военной службе) установлен единый флаг, синий с национальным флагом в крыже. Т.е. видимо с 1914 года флаг МПС уже не использовался на кораблях. Возможно (?) он продолжал использоваться на зданиях вокзалов. ... |
Флаг ведомства путей сообщения на благотворительной октрытке "В память второй Отечественной войны". Источник - http://and110.ucoz.ru/war/39/asd09.html#45 |
Отличительный вымпел судов Ведомства путей сообщения утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. |
Тогда же (тем же документом) утвержден и отличительный вымпел Ведомства путей сообщения, несущих санитарную службу (поднимается также на остальных судах этого ведоства для показания нахождения на них лиц медицинского-санитарного надзора). По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
Верфь Санкт-ПетербургаВ книге С. Охлябинина "Азбука гардемарина" (М. Эксмо, 2011 г.) утверждается, что флаг Санкт-Петербургской городской верфи был бело-сине-красным с гербом Петербурга в крыже. Этот флаг также приведен в "Собрании штандартов, флагов и вымпелов Российской империи" изданий 1829 [№ 49 - "Флаг Санкт-Петербургской Городовой Верфи"] и 1833 годов. По информации А.Н.Басова (г.Минск) |
Этот же флаг есть и в "Альбоме штандартов..." 1869-1870 года. Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, европейских и внеевропейских государств, изданный Гидрографическим департаментом Морскаго министерства в 1869 году - Санкт-Петербург : 1869. Рис. печатаны в сентябре 1870 г. |
Военно-сухопутное ведомство, Военное ведомствоФлаг всех судов военно-сухопутного ведомства (если командиром корабля был не морской офицер) походил на флаг акцизного ведомства, но эмблему составляли жёлтый оружейный ствол и два синих инструмента (топор и лопата) в косой крест Этот флаг утверждён именным указом от 1 ноября 1871 года (ПСЗ РИ, № 50106), Приказом генерал-адмирала №123 в 1871 году. По информации А.Н.Басова (г.Минск) |
Отличительный вымпел cудов Военного ведомства, комплектуемых вольнонаемным личным составом, утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
В Государственном Эрмитаже хранится эскиз "флага судов военно-сухопутного ведомства, не состоящих по командой морского офицера". Это белое полотнище, в крыже кайзер-флаг, в свободной части внизу эмблема ведомства. Утвержден ли этот вариант, пока не ясно... Источник - Гос. Эрмитаж |
9 апреля 1894 года Император утвердил рисунок флага для воздухоплавательный частей (Приказ по военному ведомству №94, 30 апреля 1894 г.) - на белом полотнище в крыже изображался гюйс, в свободной части красный "воздухоплавательный знак" - крылатый якорь. Флаг подвешивался на шаре между экватором шара и гондолой. Благодаря деятельности аэроклубов и Отдела воздушного флота идея создать боеспособный воздушный флот появилась и военных. В 1911 году разработаны планы создания авиационных отрядов при воздухоплавательных частях. Военные аэропланы в тот период должны были нести флаг, присвоенный воздухоплавательным частям и высочайше утвержденный 30 апреля 1894 года - белый с гюйсом в крыже и красным крылатым якорем в свободной части. Флаг использовался "на корме" аэропланов как в традиционном матерчатом виде, так и изображался на вертикальных рулях управления самолетов. В 1913 году появились круговые трехцветные эмблемы, постепенно они вытеснили воздухоплавательный флаг с аэропланов. На аэростатах этот флаг сохранился. Например, в ноябре 1914 году установлено, чтобы на аэростатах поднимался впереди малый воздухоплавательный флаг, а сзади - большой национальный флаг. Источник - Б.Ю.Степанов М.А.Хайрулин "К вопросу об эмблематике и обозначениях отечественной авиации начального периода развития (1909 – 1913 г.г.)"
[опубл. в http://retrozavr.diary.ru/...]
К январю 1916 года Морское ведомство составило проекты рисунков флагов Военного ведомства: общего кормового, стеньговых или носовых вымпелов и передало их на согласование Военному министру. В марте 1916 года доработанные проекты кормовых флагов, брейд-вымпела Помощника Военного Министра были представлены на окончательное согласование Военному министру. Весь комплект флагов был утверждён императором Николаем 21 июня 1916 года. Приказом по Военному ведомству №439 от 8 августа 1916 года комплект кормовых флагов для судов Военного ведомства, комплектуемых военнослужащим личным составом, и брейд-вымпел Помощника Военного Министра введены в действие. Кормовые флаги были выполнены по единому образцу: белое полотнище с гюйсом в крыже, в вольной части внизу эмблема, присвоенная данной части для плечевых погон. В частности утверждены такие флаги (приводим только описание эмблем):
По материалам статьи Л.П.Зайцевой "История создания флагов Военного ведомства Российской империи" // "Гербовед" №83 |
Помимо судов эти флаги разрешалось поднимать на автомобилях, поездах, аэростатах. Фотографии предоставлены Г.Г.Канинским (г.Челябинск) |
Предположительно значок 4-го Кавказского авиаотряда. Фото - ГБУК города Москвы "Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына" |
Военные поселенияДля судов, транспортировавших грузы к военным поселениям в Новгородской губернии по реке Волхов, были в 1831 году введены специальные флаги. Полотнища флагов состояли из белой, синей, красной горизонтальных полос, но на первом флаге более широкой была белая полоса, на втором - синяя, а на третьем - красная. В крыже у всех флагов помещался орёл, аналогичный киверному знаку. Флаги просуществовали до середины XIX века (отменены ок.1865 г.) По информации А.Н.Басова (г.Минск) |
Волжская биологическая станцияВолжская биологическая станция основана в 1900 году Саратовским обществом естествоиспытателей и любителей естествознания. По материалам книги "Труды Саратовского общ-ва естествоиспытателей и любителей естествознания, 1903 г. Волжская биологическая станция. Летние работы 1902 года". Ред. А.С.Скорикова. (опубл. http://www.archive.org/stream/berichtberdietht00skor#page/n1/mode/2up) |
Восточное общество торговых складовНа жетоне общества виден флажок с косым крестом и литерами "ВОТС". Вроде бы похожий флаг виден на фотографии портовых построек в Саратове в 19 веке... Источник - "Старый Саратов" |
Главное управление торгового мореплавания и портов23 февраля 1903 года утверждён флаг учреждений и плавсредств в портах, состоящих по ведомству Главного Управления Торгового мореплавания и портов (бывший флаг Портовых управлений Министерства финансов 1902-1903; белое полотнище с национальным флагом в крыже и двумя синими якорями в вольной части). Этим же указом утверждён вымпел Начальников торговых портов (так же с изображением синих скрещенных якорей). По информации А.Н.Басова (г.Минск) |
Горные клубы, горные обществаФлаг Крымского горного клуба Высочайше утвержден указом от 19 марта 1901 года. ПСЗ РИ №19842 (по всеподданнейшему докладу Министра Земледелия и Государственных Имуществ): "Русский национальный флаг, трех цветов: красный, синий и белый; в левом верхнем углу флага изображена горная коза - эмблема Крымского Горного Клуба, а на средней синей полосе флага изображены инициалы Клуба". Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями клуба. |
14 марта 1905 года (ПСЗ №25977) Высочайше утверждён уже флаг Крымско-кавказского горного клуба: флаг почти точно повторяет флаг Крымского горного клуба, изменилась только аббревиатура. Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями клуба. |
Флаги горных обществ были также схожими. Флаг Кавказского горного общества в Пятигорске (утв. 7.7.1903 года, ПСЗ РИ, №23288) - "Русский национальный флаг, на средней синей полосе которого изображены инициалы Общества "К.Г.О" Флаг предназначался для поднятия над учреждениями и сооружениями Общества. Информация А.Басова (г.Минск) и ПСЗ РИ. |
Флаг Русского горного общества Высочайше утвержден указом от 19 марта 1901 года. ПСЗ РИ №19842 (по всеподданнейшему докладу Министра Земледелия и Государственных Имуществ) - "есть национальный Русский флаг трех цветов: красный, синий и белый, а на белом полотнище, в левой стороне, помещено изображение знака Общества". Флаг предназначен для поднятия над помещениями и учреждениями общества. |
Губернаторы, областные администрации26 июля 1919 года император утвердил рисунок кормового флага для служебного охранного парохода Камчатского губернатора - по образцу флага ведомства путей сообщения, но с заменой помещенный в нем якоря и топора гербом Камчатской области. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
Отличительный вымпел судов Камчатской областной администрации утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. |
Отличительный вымпел судов Сахалинской областной администрации утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
Дипломатический корпусУказом от 27 февраля 1832 года Российским консулам в иностранных приморских портах для выездов в море был присвоен яхтенный флаг. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
Указом от 26 апреля 1833 года были введены флаги "Российских послов при Иностранных дворах и прочих Дипломатических чиновников": "1. Чрезвычайным нашим послам, во время пребывания их на военных Российских судах поднимать на грот-брам-стеньге Кейзер-флаг, имеющий на верхней четверти к флаг-штоку Российский герб на белом поле; 2. Чрезвычайным посланникам иметь тот же флаг, поднимая оный на фор-брам-стеньге. |
3. Резидентам и Поверенным в делах поднимать обыкновенный яхтенный флаг на крюйс-брам-стеньге. |
4. Генеральным консулам присвоить Российский купеческий флаг, имеющий в верхней четверти синий Андреевский крест в белом поле, и поднимать флаг сей на судах, где будет удобнее. |
5. Консулам иметь тот же флаг, но с косицами, наподобие флагов гребной флотилии. 6. Все выше означенные флаги предоставляются прописанным Дипломатическим лицам право поднимать, как на носу гребных судов, на которых они могут за границею находиться, так и на домах, где жительство иметь будут". Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
В дополнение к объявленным 26.4.1833 г. флагам Указом от 5 февраля 1834 года было разрешено использовать флаг как у консулов в "тех местах, где нет Консулов, Вице-Консулов" и Российским Коммерческим агентам. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 В Морском уставе (1853 г.) флаг резидентов и поверенных в делах изображен несколько по-другому: "белый флаг, но с косицами, имеющий в крыжу синий Андреевский крест; носится семи лицами только на гребных судах, и не ниначе как в пределах страны, где они акредитованы". |
В альбоме флагов ЛеГра 1858 года даны пропорции флагов консулов и поссланников - 1:1,17. Рисунок - из альбома "Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858. |
16 марта 1870 года Указом "Об изменениях в рисунках флагов" был введен флаг Чрезвычайных послов - "кейзер-флаг с белым четырехугольником на середине, на коем изображен двуглавый черный орел. Флаг этот поднимать на грот-брам-стеньге". Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. этот флаг описан так: 1113. Флаг чрезвычайного посла - гюйс, имеющий в средине белый продолговатый четыреугольник, в коем изображен двуглавый черный орел, но без карт. Чрезвычайный посол имеет право поднимать этот флаг на корабле на грот-брам-стеньге, а на шлюпках на носовом флагштоке, но только в пределах той страны, где он акредитован. Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. Посланникам и резидентам (1870) был "присвоен кейзер-флаг с белым крыжом, на коем изображен двуглавый чёрный орел. Флаг этот поднимать посланникам на грот-брам-стеньге, а Резидентам - на фор-брам-стеньге". Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. этот флаг описан так: 1114. Флаг посланников и резидентов - гюйс с белым крыжом, в котором изображен двуглавый черный орел, но без карт. Посланники и резиденты имеют право поднимать этот флаг на корабле - первые на грот-брам-стеньге, вторые на фор-брам-стеньге, а на шлюпке на носовом флагштоке, но только в пределах тех стран, в которых они акредитованы". Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. |
Поверенным в делах присвоен (1870) "белый флаг с синим андреевским крестом, имеющий в крыжу три горизонтальных полосы, считая сверху: белую, синюю, красную. Флаг этот носить только на гребных судах". Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. этот флаг описан так: 1115. Флаг поверенных в делах - белый флаг с синим Андреевским крестом, имеющий в крыже русский коммерческий флаг. (флаг шлюпочный). Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. |
Генеральным Консулам, Консулам и Вице-Консулам (1870) был предписал бело-сине-красный флаг, имеющий в крыже андреевский крест. Этот флаг тоже предназначался только для гребных судов. В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. этот флаг описан так: 1116. Флаг генеральных консулов, консулов и вице-консулов - русский коммерческий флаг, имеющий в крыже русский военный флаг. (флаг шлюпочный, мог подниматься на домах, занимаемых консулами). Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. |
29 июля 1896 года император утвердил новые образцы флагов дипломатов (ПСЗ № 13184). Эти флаги описаны в приказе по Морскому ведомству от 30 ноября 1896 года и введены в действие с 1 января 1898 года: Флаг Чрезвычайного посла (29.06.1896 г.) - бело-сине-красное полотнище, в центре в белом прямоугольнике государственный герб. |
Флаг Посланников и Резидентов (29.06.1896 г.) - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне государственный герб |
Флаг Поверенного в делах (29.06.1896 г.) - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне скрещенные золотой скипетр и синий якорь рымом вниз. |
Флаг Генерального консула, Консула, Вице-консула (29.06.1896 г.) - бело-сине-красное полотнище, в кантоне на белом фоне синий якорь рымом вверх. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001. А также рисунки флагов из "Географического статастического карманного атласа России" изд. А.Ф.Маркса, 1907 г. |
"Дойч-Руссише нафта импорт геселлшафт"Флаг компании "Deutsch-Russische Naphta Import Gesellschaft" (ориентировочно с конца XIXв до 1910-х годов) состоял из шести горизонтальных полос национальных цветов Германии и России, в центре полотнища располагался жёлтый ромб с аббревиатурой названия компании. Использовано сообщение Хорге Кандейаса (Jorge Candeias) в международной конференции "Flags of the World" |
Билимбаевский завод графа А.С.СтрогановаКормовой флаг судов завода - русский национальный флаг с изображением на синей полосе белых букв "Г.С.-Б.З". Флаг утвержден министром путей сообщения 10 мая 1884 года. Отменён 24 декабря 1914 года. Источник - публикации Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию |
Шайтанские заводы Ивана ЯрцеваКормовой флаг судов Шайтанских заводов Ивана Ярцева - русский национальный флаг с красными буквами "Ш.З.И.Я." на белой полосе. Утвержден министром путей сообщения 19 апреля 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Кирсинский завод господ ПастуховыхКормовой флаг судов Кирсинского завода господ Пастуховых - русский национальный флаг с буквами "К.З.П.". Утвержден министром путей сообщения 3 октября 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Омутнинский завод господ ПастуховыхКормовой флаг судов Омутнинского завода господ Пастуховых - русский национальный флаг с буквами "О.З.П.". Утвержден министром путей сообщения 3 октября 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Песковский завод господ ПастуховыхКормовой флаг судов Песковского завода господ Пастуховых - русский национальный флаг с буквами "П.З.П." (на белой и красной полосах). Утвержден министром путей сообщения 3 октября 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Пудемский завод господ ПастуховыхКормовой флаг судов Пудемского завода господ Пастуховых - русский национальный флаг с буквами "П.З.П." (на синей и красной полосах). Утвержден министром путей сообщения 3 октября 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Кыновский завод графа А.С.СтрогановаКормовой флаг судов Кыновского завода графа А.С. Строганова - русский национальный флаг с буквами "К.З." (на белой), "Г.С.А.С." (на синей полосе). Утвержден министром путей сообщения 8 августа 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Товарищество химических заводов Петра Капитоновича Ушкова и КоКормовой флаг судов товарищества - русский национальный флаг с синими буквами "Т.П.К.У." на белой полосе. Утвержден министром путей сообщения 8 августа 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Общество Коломенского машиностроительного заводаКормовой флаг судов общества Коломенского машиностроительного завода - русский национальный флаг с синим буквами "О.К.М.З." на белой полосе. Утвержден министром путей сообщения 3 октября 1884 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Суксунские горные заводыКормовой флаг судов Суксунских горных заводов - русский национальный флаг с синими буквами "С.Г.З." на белой полосе. Утвержден министром путей сообщения 27 июня 1885 года, отменен 24 декабря 1914 года. Использованы материалы публикаций Л. Токаря. Рисунок - реконструкция по описанию. |
Иерусалимский флагИерусалимский флаг - 2серебряный, на котором большой золотой крест с поперечными золотыми бревнами на всяком конце, а во всяком квартьере по золотому кресту маленькому" был описан и изображен уже в книге Карлуса Алярда. Уже при плавании Петра I по Белому морю в 1693 году над его ботом помимо флага с русским гербом поднимался флаг иерусалимский, как писал Д.М.Поссельт: "... один, побольше, был с русским гербом, а другой из Иерусалима, с нашивными крестами". И флаги, и сам бот был подарен Петром архиепископу архангельскому. В архангельском соборе хранился и белый флаг с жёлтым иерусалимским крестом, и несколько сужающийся от древка флаг с красным иерусалимским крестом и бело-сине-красными полосами в свободной части. Рисунок из книги П.И.Белавенеца "Цвета русского государственного национального флага", 1910 г. |
В петровском Морском Уставе предписывалось поднимать Иерусалимский флаг на кормовом флагштоке, когда адмирал распоряжался провести молитву. Правда, в Приложении к Морскому Устава Петра I флага с 5 крестами нет.., а есть белый флаг с синим фигурным крестом. Возможно, он воспринимался как иерусалимский... То же значение иерусалимского флага описано и в книге "Генеральные сигналы в Российском гребном флоте с Уставом Морским и Его Величества Петра Великого императора и самодержца Всероссийского в 1724 году печатанные" (СПб, 1746): "Когда Адмирал пожелает дабы весь флот молебное пение чинил Господу Богу, тогда поднят будет флаг Иерусалимский, на кормовом флагштоке". |
В 1807 году, в ходе русско-турецкой войны, Иерусалимский флаг был выдан греческим купеческим судам для отличия их от неприятельских турецких, вооруженные суда греческих купцов осуществляли помощь эскадре адмирала Синявина. "Иерусалимский флаг" есть, например, в Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской Империи, 1833 г. Материалы публикаций Л. Токаря |
Кавказская гребная флотилияКормовой флаг для Кавказской гребной флотилии - синий с национальным трехцветом в кантоне и белым якорем в середине - Высочайше утверждён 16 ноября 1870 года (ПСЗ РИ №48911). Именной указ объявлен Сенату Управляющим Морским министерством 20 ноября. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
Казённое лесное ведомствоВысочайшим указом от 18 июня 1901 года (ПСЗ РИ №20408)) установлен флаг и вымпел для судов казенного лесного ведомства. Флаг бело-сине-красный с эмблемой общества - литеры "П.Н.II" под императорской короной, рядом буквы "К.Л.В". Вымпел трёхцветный, в головке на белом поле такая же эмблема. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001; ПСЗ РИ |
Отличительный вымпел судов Казенного лесного ведомства утвержден морским министром генерал-адьютантом Григоровичем на основании Высочайшего повеления от 24 декабря 1914 года (опубл. 4.3.1915 г.), отправлен на распубликование в соотв. с письмом Морского министра № 585 от 28.12.1916 года. По информации Л. Н. Токаря со ссылкой на РГА МВФ, ф. 417, оп.2, д. 2334, рисунок также выполнен и предоставлен Л. Токарем |
Карантинная службаКарантинная служба оформилась в России в 1800 году с принятием "Устава пограничных и портовых карантинов". До того, корабли и товары при выявлении опасных заболеваний просто сжигались. С 1800 года товары и корабли стали "очищаться", т.е. к ним применялись различные процедуры - окуривание хлором, "омовение", проветривание и т.п. Уставом пограничных и портовых карантинов (7 июля 1800 года) утверждён чисто жёлтый флаг пограничных и портовых карантинов. По материалам сообщений на "Форуме униформистов" (сообщения администратора форума) |
В "Уставе о карантинах", утвержденном 20 октября 1832 года (ПСЗ РИ, № 5690) [у В. Соколова и Л.Токаря говорится о 20 сентября] говорилось, что "для различия судов очищенных от не очищенных, судно, в Карантинном ведомстве находящееся, должно иметь жёлтый флаг, а шлюпки и другие мелкие суда, употребляемые для съезда людей на карантинный берег и для выгрузки товаров, жёлтые вымпелы". В "Собрании штандартов, флагов и вымпелов..." 1833 года карантинный флаг - желтое треугольное полотнище (дальний от шкаторины угол срезан), а карантинный вымпел - жёлтый конический, "плавучий" с двумя косицами. ПСЗ РИ, 1832 г.; сообщения А.Н.Басова |
16 января 1835 г (ПСЗ №7766) установлен флаг и гюйс карантинных судов - полотнище, разделенное белым косым крестом на жёлтые и зеленые части. Суда карантинной службы несли этот флаг и гюйс до 1860-х годов. К рисунку флага карантинных судов в ПСЗ шла ремарка "Высочайше утверждено для всех Карантинных судов, Карантинным же брантвахтам иметь сверх того на фор-брам-стеньге синий треугольный флаг, всем брантвахтам присвоенный, но вымпела на подобие военного не иметь". Использована нформация, предоставленаня А.Н.Басовым (Минск), и материалы ПСЗ РИ |
В Морском уставе 1853 года карантинный флаг описан в ст. 952: "Флаг карантинный - трехугольный жёлтый. Поднимается на фор-брам-стеньге (если же поднят другой флаг на сей мачте, то на грот-брам-стеньге) всеми кораблями, состоящими в карантине, как под парусами, так на якоре и в гаванях". В альбоме флагов ЛеГра 1858 года карантинным назван треугольный жёлтый флаг с пропорциями 1:2. Альбом "Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858. В "Альбоме..." 1869-1870 г. приведены треугольный желтый карантинный флаг и длинный желтый вымпел (с одной косицей). Вместе с тем показан и "флаг и гюйс Брандвахт и других судов карантинного ведомства" - желто-зеленый с косым белым крестом. Источник - Альбом штандартов, флагов и вымпелов Российской империи, европейских и внеевропейских государств, изданный Гидрографическим департаментом Морскаго министерства в 1869 году. - Санкт-Петербург:, 1869. Рис. печатаны в сентябре 1870 г. |
В императорском указе от 1 марта 1871 года говорилось следующее: "так как карантинное ведомство не имеет в своем распоряжении ни паровых, ни парусных судов, то существующий ныне для судов флаг упразднить, для гребных же судов этого ведомства присвоить кормовой флаг по прилагаемому рисунку" Этим указом устанавливался чисто желтый флаг карантинных судов. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", 2001 |
В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. говорилось: 1120. Карантинный флаг, четыреугольный жёлтый, поднимается на фор-брам-стеньге (если же на этой мачте поднят другой флаг, то на грот-брам-стеньге), всеми кораблями, состоящими в карантине как в ходу, так на якоре и в гаванях.
Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. Прямоугольный жёлтый "карантинный флаг и флаг гребных судов Карантинного ведомства" воспроизведен в "Альбоме флагов, штандартов...." 1898 года (сост. лейтенантом М. Беловым). |
Суда Китайской-Восточной железной дорогиФлаг судов КВЖД Использованы материалы сайта http://forum.vgd.ru/614/31743/2030.htm?a=stdforum_view&o= |
© Russian Centre of Vexillology and heraldry.
last modified 12.1.2010