См.также:
Часть 2. Флаги адмиралов, генерал-адмирала, вымпелы командоров и адмиралов
Часть 3. Прочие должностные флаги флота
Часть 4. Вымпелы, флюгеры флота
Часть 5. Флюгарки
Штандарты Императора и членов императорской фамилии, брейд-вымпелы императорской фамилии
Знаменные флаги флотских экипажей
Знамена и флаги конкретных частей. Морские полки, батальоны, экипажи
Справочные материалы:
Организация российского военного флота
Рангоут и другие флотские термины
На этой странице использованы материалы книги А.Н.Басова "История военно-морских флагов", книги В.А.Соколова "Вексиллологический справочник по флагам Российской империи и СССР", а также писем А.Н.Басова. Собственно военный флот появился в России только при Петре I. Флотские флаги, видимо, появились еще на учебной флотилии Петра I на Переяславском озере. Как известно, страсть Петра к мореплаванию началась с найденного им в амбаре Н.И.Романова старого английского бота. Отремонтированный бот был опробован царем на Яузе и Просяном пруде села Измайлова, но они показались ему слишком тесными. После чего Пётр перевез бот на Переяславское озеро, где под руководством мастера Карштена Бранта и других иностранных мастеров были сделаны также несколько "малых" фрегатов и яхт. Постройка Переявлавской флотилии была завершена в 1692 году. Однако никаких объективных сведений о флагах на ботике Петра и на судах Переяславской флотилии не сохранилось. Об их внешнем виде (и даже о самом существовании таких флагов) мы можем только гадать... В 1693 году Петр I с несколькими кораблями предпринял плавание по Северной Двине и Белому морю. На яхте Петра уже тогда был бело-сине-красный полосатый флаг с орлом. Следующей вехой истории военного флота стал начавший строиться в 1690-х годах Азовский флот. В "Истории русского флота", описывая поход галер Азовского флота Петра I (1696), С. Елагин писал о флагах следующее: "Цвета белый, синий и красный ....... весьма вероятно употреблявшиеся еще на переяславской флотилии, развевались на судах Азовского флота. Собственно название флаг хотя и встречается изредка в описных книгах, но принято еще не было. "Знамя, которое к морскому пути надобно: белое, синее, красное", и ""обыклое знамя" - вот характеристика флага, оставленная описными книгами и документами того времени. В ходу флаг носился на верхнем ноке грота-рея; на якоре, или в случае уборки мачт ... он вероятно поднимался на кормовом флагштоке. Выражение "подъем флага" не существовало: "знамя", был ли то кормовой флаг или сигнальный, "ставилось" и "спускалось". Неизвестно, существовало ли отличие для флагманов, из описных книг видно только, что на галере Лефорта был флаг злато-главый, с орлом. На галере вице-адмирала на фок-мачте знамя, на грот-мачте значок, на грот-райне вымпел, на фок-рее другой вымпел". Цитата по "История русского флота" С.Елагина, СПб, 1864 г., гл. 1. с. 40. Появление первого военно-морского флага России связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб (указ Алексея Михайловича от 24 апреля 1669 года). I - Крестовый флаг. Версия П. БелавенецаСуществует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу
|
А.А.Усачёв считал, что именно этот флаг чисто физически дал жизнь бело-сине-красному флагу: по его предположению, Петр I в 1693 году из сохранившегося большого флага, сшитого для "Орла", вырезал подходящий по размеру "флаг царя Московского" для своей яхты "Святой Петр", на которой ходил по Белому морю. По сведениям А.А.Усачёва, сохранившийся в Морском музее (г.Санкт-Петербург) "флаг царя Московского" имеет размеры 4,6 метра в ширину и только 4,3 метра в длину, что наводит на мысль о вторичном происхождении его: будто бы он сделан из части флага Московии 1667 года, который был слишком велик для яхты "Св.Пётр". Несложным расчетом можно определить длину корабельного флага, из которой мог быть вырезан штандарт для яхты: ширина средней синей полосы равна трети ширины штандарта или примерно 1,5 метрам. Тогда полная длина корабельного флага определится двумя длинами штандарта и шириной вертикальной полосы-крестовины креста. В сумме это составит приблизительно 10 метров, то есть как раз ту длину, которую имели флаги больших линейных кораблей, каким был трёхмачтовый 28-пушечный "Орёл", и изготовленные для которого флаги могли сохраниться в Оружейной палате до петровских времен. Можно предположить, что эта находка не могла не понравиться Петру I: быть России похожей своим флотом, вплоть до флага, на первую морскую державу - Нидерланды, соответствовало его сокровенным чаяниям. Кроме того, Петру I мог такой флаг понравится и отсутствием на нем креста, напоминавшего стрелецкие знамена. |
Реконструкция флага военных кораблей 1690-х годов сделана Белавенецом по гравюре А. Шхонебека 1700 года "Взятие крепости Азов. 1696 год". На гравюре изображены галеры и корабль "Апостол Петр" под крестовыми флагами. По данным различных источников на оригиналах гравюры флаги не трёхцветные, а двуцветные. Известно, что корабля "Апостол Петр" на штурме Азова не было, гравюра делалась через несколько лет после событий и, видимо, по словам очевидцев (т.к. сам Шхонебек в Азове не бывал). Но тем не менее расцветка флага была реконструирована и "закрепилась" в историографии: крест синий, четверти белые и красные попеременно. Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года. По данным А. Басова |
II версия. Бело-сине-красный флаг.Известно, что 9 апреля 1668 года Сибирскому приказу было велено: "... прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт черчатых белых лазоревых, к корабельному делу на знамена и еловчаки". 24 апреля 1669 года даны подробные инструкции о флагах для корабля "Орёл": "Того же числа, по указу великого государя кораблю, который в селе Дединове сделан вновь, велено прозвание дать Орлом; и сесть великого государя указ капитану и товарищи в Посольском приказе сказан, и велено ему поставить на носу и на корме по орлу, и на знамена и на еловчаки нашивать орлы же". По данным А. Басова Поэтому логично предположить, что на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго. Именно на трехполостном флаге было легко изобразить в центре двуглавого орла. Для построения такого полотнища нужно именно равное количество ткани каждого цвета, что отражено в исторических документах. И, наконец, именно с полосатым флагом "Орёл" на рейде Нижнего Новгорода был изображен на гравюре в вышедшей в 1681 году в Амстердаме книге "Странствия Яна Стрюйса" (бывшего корабельного плотника "Орла"). ... Историк флота Ф. Веселаго писал, что c большой долей вероятности трехполостный флаг был и на ботике Петра I, и на судах Переяславской флотилии (хотя он и признавал, что достоверных доказательств тому нет). Трехполостный флаг БЕЗ ОРЛА по мнению Веселаго использовался и судами Азовского флота, но при этом ими использовался и крестовый флаг. Веселаго Ф.Ф. Краткая история Русского флота / Ф. Веселаго. Вып. 1 и 2. - Санкт-Петербург : тип. В. Демакова, 1895. |
Подтверждением того, что на орле были именно бело-сине-красные полосатые флаги с орлом, являются, например, картины Абрахама Сторка, посвященные визиту Петра в Амстердам в 1697 году, на них изображены некоторые русские флаги: бело-красно-синие или бело-сине-красные с двуглавым орлом в центре. Фото сделаны в Морском музее Амстердама В 1697-1698 годах было организовано т.н. "великое посольство" - дипломатическая миссия, направленная в Европу с целью заручиться поддержкой европейских держава в борьбе России с Турцией, в составе посольства находился и сам царь Пётр под именем урядника Петра Михайлова. В инструкции Великому посольству (1697 г.) подтверждалось, что русские флаги бело-сине-красные: "Гарусу на знамена, на вымпелы, на флюгели, белого, синего, красного аршин 1000 или 900, всякого цвета поровну". На другой картине Абрахама Сторка "Фрегат «Святые апостолы Петр и Павел" (1698) также изображен полосатый флаг с орлом. Другими подтверждениями этой же гипотезы являются хранящийся в Военно-морском музее флаг яхты "Св.Пётр" (1693), а также хранящееся в музее Стокгольма трехполостное знамя с двуглавым орлом, захваченное в 1700 году под Нарвой. По запискам П. Белавенеца (со ссылкой на архивы Оружейной палаты) известно, что такие знамена делались еще при Алексее Михайловиче для игр царевича Петра Алексеевича. Наконец, такой флаг (вместе с крестовым и полосатым с андреевским крестом) был изображен в первом издании книги К. Алярда (на титульном листе датирована "1695", фактически издана около 1699 г.). По данным А. Басова |
Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе (это было в ходе похода малых судов по Северной Двине и Белому морю к Соловецким островам) В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так: "Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия". Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию вместе со стругом, на котором он плавал по Двине. Флаг этот сделан из флагдуха, полотнище представляет собой квадрат, каждая сторона которого 6 аршин, белая, синяя и красная полосы равной ширины, в центре флага вшит, перекрывая все три полосы, жёлтый орёл, на его груди масляной краской нарисован щит со Св.Георгием Победоносцем на белом коне, змий - зеленый. Музейное фото флага взято с сайта http://www.rossimvolika.ru/ |
Приводим рисунок бело-сине-красного флага, хранившегося в архангельском соборе, из записки П.и.Белавенеца "Цвета русского государственного флага", 1911 года. |
Бело-сине-красный флаг с орлом изображен был также в книге Алярда, изданной в Голландии в 1705 году и переизданной на русском языке в 1709 году. |
Бело-сине-красный полосатый флаг cудя по сообщениям голландских газет был поднят на рейде Амстердама на купленном в Голландии фрегате "Святое Пророчество" (1694 г.). Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины. |
III - "Голландская" и "перевернуто-голландская" версияЕще одна интересная версия, выдвинутая В. Кармановым, гласит, что русские суда в начале 18 века носили флаги "голландской расцветки". Именно полосатые флаги (цвет которых иногда невозможно определить на гравюрах) изображены на древнейших изображениях российских кораблей. На некоторых рисунках видно, что центральная полоса светлее крайних. На одной из ранних гравюр, где изображен корабль "Орёл" на рейде Нижнего новгорода в 1681 году (гравюра Ван дер Аа, 1698 года) видно, что флаг на корабле из трех полос, светлая полоса в центре. |
Известен инцидент с российским судном "Св. Павел", зашедшим в 1696 году во французский порт и арестованное за то, что на нем был поднят флаг, аналогичный флагу Голландии (с которой Франция тогда находилась в состоянии войны). А. Виниус в письме к Петру I так и пишет: "Ваш, великого государя, корабль святого Павла взяли французы под голландским знаменем". Есть упоминания о таком же флаге на корабле "Св. Пророчество" в то же время. Возможно, после всех этих событий Пётр I решил изменить флаг, просто перевернув его. Например, на гравюре А. Зубова "Виньетка к газете "Санкт-Петербургские ведомости" (1711 г.) изображены корабли у Петропавловской крепости. Флаги на них полосатые: верхняя полоса синяя, нижняя красная. Материалы статьи Р.М.Оленина, В.В.Карманова "К вопросу о зарождении и развитии морских флажных систем России. 1667-1725"// сайт "Геральдика сегодня". Фото гравюры взято с сайта "Петровское барокко" http://petro-barocco.ru/archives/4095 |
На гравюре А. Ростовцева "Гостиный двор" (1716 г.) одно из купеческих судов также несет на корме перевернутый голландский флаг (рядом стоит военный корабль под флагом с Андреевским крестом). Материалы статьи Р.М.Оленина, В.В.Карманова "К вопросу о зарождении и развитии морских флажных систем России. 1667-1725"// сайт "Геральдика сегодня". |
"Парусником" на корабле "Орёл" служил голландец Ян Стрюйс. В записках Я. Стрюйса опубликован рисунок корабля "Орёл" с трёхполостным кормовым флагом: первая и третья полосы тёмные, средняя - светлая. В публикациях Белавенеца к этому рисунку добавлялся комментарий "рисунку флага верить нельзя". По мнению Белавенеца на изображениях "Орла" в сочинении Стрюйса изображён голландский флаг, т.к. "художник-голландец всюду из патриотизма нарисовал свои флаги, не сообразуясь с действительностью". Рисунок по книге П. Белавенеца "Нужен ли нам флот и значение его в истории России", 1910 г. |
Некоторым подтверждением версии об использовании русскими кораблями голландского (или перевернутого голландского) флага является и проект флага корабля "Предистинация" на гравюре А. Шхонебека 1701 г. По информации Р.Омелина и В.Карманова его прообразом послужил флаг судов Амстердамского филиала Ост-Индской компании, где в центре белого полотнища был изображен герб компании, а вверху и внизу изображались голландские красно-бело-синие цвета. На гравюре А. Шхонебека в центре белого полотнища помещен черный (!) андреевский крест; вверху бело-сине-красный российский флаг, а внизу - перевернутый голландский флаг (возможно, бывший прежде российским, что могло иметь определенное символическое значение передачи эстафеты от старого флага новому). Крестовая штриховка андреевского креста (соответствующая чёрному цвету) хорошо заметна на гравюре, а также на гравированном триптихе того же А. Шхонебека (где видна и шлюпка под таким же флагом). На гравированном триптихе цвета флага шлюпки отмечены по-иному: внизу синяя, красная, белая полосы. Материалы статьи Р.М.Оленина, В.В.Карманова "К вопросу о зарождении и развитии морских флажных систем России. 1667-1725"// сайт "Геральдика сегодня". Рисунок фрагмента картины - https://www.shipmodeling.ru/content/books/detail.php?ID=33249 |
Андреевский флаг.После визита в Европу Петр решил сделать небесным покровителем России Святого Андрея. Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета. |
В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом. Там же Пётр изобразил и вымпел. Этот рисунок Петра хранился в Московском главном архиве министерства иностранных дел, сделан несколько позже 8 октября 1699 в черновом указе Украинцеву. Его же (Петра) рукой на рисунке обозначены цвета: сверху белый, затем синий и красный. Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. |
Сохранился любопытный документ 1699 года - письмо Петра I воеводе Димитрию Полонскому, где он запрещал кораблестроителям в Воронеже делать на корабли флаги, а также вырезать на корме корабля гербы "до нашего Великого Государя указу". Видимо в это время Пётр как раз обдумывал дизайн будущего флага. Сохранились рисунки корабля "Крепость", выполненные современниками (рисунок штурмана корабля X. Отто, 1699). На них видны трехполостные флаги (цвет не обозначен). |
На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов (часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра, часть - скорее всего нереализованные проекты). Например, на гравюре А.Шхонебека, изображающей корабль "Гото Предистинация" (1700) на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). На другой гравюре того же Шхонебека "Предистинация" изображена с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов. На третьей гравюре корабль несет полосатый бело-сине-красный флаг (фрагменты гравюр А.Шхонебека воспроизведены на сайте по буклету "Эрмитаж"). В свое время историк П.И.Белавенец рассматривал параллель между изображениями корабля под флагами в голландской (1705) и русской (1709) версии Книги Карлуса Алярда "Новое голландское корабельное строение". В голландской версии изображен корабль под голландскими флагами. В русской - повторен до мелочей то же рисунок, но флаги изменены на русские. В русской версии корабль изображен несущим на кормовом флагштоке, грот-мачте и на носу полосатые бело-сине-красные флаги с андреевским синим крестом через все поле. |
Этот флаг - трехполостный с андреевским крестом - фигурирует в историографии как "переходный вариант". |
Всего и в голландском и русском изданиях книги Алярда было 3 "московских флага": "76. Флаг Его Царского Величества Московского разделен натрое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короной венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным святым Георгием без змия" "77. Второй Флаг от Его Царского Величества Московского, натрое разделен, в верху полоса белая, посреди синяя, в низу красная, тот флаг синим святого Андрея крестом прорезан". "78. Ещё Московский флаг, определен синим крестом. Первый и четвертый квартер белый, второй и третий красный." ... |
Эти же три флага повторены во многих европейских флажных изданиях начала 18 века. Скорее всего, авторы просто переписывали информацию друг у друга... На рисунках приведены изображения трех "московитских" флагов из:
Рисунки взяты из электронных версий соответствующих изданий. |
Историк флота Ф. Веселаго считал, что в 1700 году введен трехполостный бело-сине-красный флаг. Но если торговыми кораблями он использовался именно в таком виде, то военные корабли добавляли поверх полос синий косой крест. А в 1701 году введены три цветных флага для военного флота. Веселаго Ф.Ф. Краткая история Русского флота / Ф. Веселаго. Вып. 1 и 2. - Санкт-Петербург : тип. В. Демакова, 1895. Уже в т.н. "Киевской таблице" 1709 года этих трех флагов нет, вместо этих флагов помещены императорский штандарт (золотой с черным орлом) и три "цветных" андреевских флага. Собственно "Киевская таблица" - это условное название изданного в 1709 году в Киеве изображения морских флагов всех стран. Полностью таблица называлась "Изъявление морских флагов [флаг то есть знамя, которое ставится на корме, а гуйс на носу на бухсприте] всех государств Вселенныя". Рисунки флагов в таблице повторяли существующие в Европе образцы таких таблиц, но появились и некоторые специфические (отсутствующие в западноевропейских прототипах этой таблицы) русские флаги. Рисунок "Киевской таблицы" оптимизирован Евгением Болучевским (ЮстасЪ). См. https://mjustas.livejournal.com/... |
В 1700 году Пётр разделил флот по английскому образцу на три части. Примерно в 1701 году вместо единого кормового флага были введены три разновидности для частей флота, подчиненных адмиралу, вице-адмиралу или контр-адмиралу. На рисунке вверху приведены три цветных флага из Киевской таблицы 1709 года, озаглавленные там "1-й российский, 2-й российский, 3-й российский". |
Таким образом, суда, подчиненные адмиралу, несли белый кормовой флаг и белый вымпел на грот-стеньге. Суда, подчиненные вице-адмиралу - синий флаг на корме и синий вымпел на фор-стеньге. Суда, подчиненные контр-адмиралу - красный флаг на корме и красный вымпел на крюйс-стеньге. |
"Белый" флаг просуществовал с 1700 по 1710 годы (после чего андреевский крест занял все полотнище), красный и синий кормовые флаги просуществовали до 1865 года. Вверху приведен рисунок трёх "цветных" флагов Российского флота из книги Мортьера 1718 г. |
В "Трактате о салюте между флотов кораблей российских и датских" 15 июня 1710 года идет речь о партикулярных кораблях (т.е. отделенных от эскадры). Им предписывается нести на мачте флаг соответствующего флагмана (белый, синий или красный), но на кормовом флагштоке - "белый флаг с синим Св. Андрея крестом на углу, яко главный флаг". Т.е. летом 1710 года на белом флаге крест еще занимал угол. См. "Материалы для истории русского флота", ч. 4, Балтийский флот 1702-1725. 1867 г. Около 1710 года появился собственно андреевский флаг в современном понимании - белое полотнище с косым синим крестом. Сначала (около 1710-1712 гг) плечи креста не достигали кромок полотнища. Такой флаг, например, есть на гравюре П.Пикарта с изображением "Полтавы"; на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. (впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения). Под цветным флагом в крыже которого андреевский крест, не достигающий углов крыжа, изображен один из кораблей на гравюре А. Ростовцева "Гостиный двор" (1716 г.). ... |
C 1712 года плечи андреевского креста достигают кромок полотнища. Таким образом изменились кормовые флаги кордебаталии и галерный белый флаг. В 1716 году цветные флаги были закреплены за дивизиями: белый - за кордебаталией или первой дивизией, синий - за авангардом или второй дивизией, красный - за арьергардом или третьей дивизией. Названия частей флота произошли от французских слов: "Corps de Bataille", "Avant Guarde" and "Arriеre Guarde". Теперь на кораблях каждой дивизии могли быть свои адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал, поэтому ранг флагмана стал обозначаться местом подъема флага. ... |
Корабль под Андреевским флагом на Неве на картине неизвестного художника 18 века. Использованы фото В. Ломанцова в Государственном Эрмитаже |
Галерные флаги (примерно с 1700 года) были аналогичными судовым, но имели две косицы. Правда, синий и белый галерные флаги остались только на бумаге. Реально использовался только красный галерный флаг, так как галерный флот подчинялся контр-адмиралу. Вверху приведено изображение галерного флага из Киевской таблицы 1709 года, а также изображение этого же флага из книги Давида Мортьера (изд. 1718 г), где флаг изображен более длинным. |
В Росписи, что надобно на галеру "Орел золотой", 22 ноября 1704 года, указано: "на шлюпку флаг шелковый с орлом золотым", "другой флаг что подымается на машту трынкету с орлом золотым", "2 вымпела белых, 2 вымпела лазоревых, 2 флага носовых треугольных белых, 2 флага лазоревых". СМ. "Материалы по истории русского флота", ч. 1, 1865 г. Тогда же, когда в военном флоте изменился дизайн андреевского креста (андреевский крест стал занимать не четверть, а все полотнище, плечи креста стали достигать углов), таким же образом изменился и галерный белый флаг. Андреевский флаг с косицами подтверждался в качестве "флага гребного флота" еще и Указом от 11 августа 1831 года (ПСЗ №4753) "О рисунках штандарта для гребного флота, флагам для гребного флота, для яхт, для Коменданта Санктпетербургской крепости и брейд-вымпелу, означающему присутствие Морского Министра". ПСЗ |
На некоторых картинах 18 века изображены корабли под галерными флагами. Например, на картине неизвестного художника "Вид Невы между Зимним дворцом и Академией наук" (2 пол. 18 в.; по рис. М.Махаева). Использованы фото В. Ломанцова в Государственном Эрмитаже |
13 января 1720 года Петром I утвержден первый Морской Устав, который кроме прочего закрепил и систему флагов. |
Штандарт императора |
Кейзер-флаг |
Торговый флаг |
Галерный штандарт императора |
Галерный кейзер-флаг |
Передняя дивизия кордебаталии |
Передняя дивизия авангарда |
Передняя дивизия арьергарда |
Адмиралтейство |
Яхт и буерный флаг |
. |
Кордебаталия |
Авангард |
Арьергард |
||
Флаг кордебаталии |
Авангард |
Арьергард |
Задняя дивизия кордебаталии |
Задняя дивизия авангарда |
Задняя дивизия арьергарда |
||
1-й адмиральский флаг |
2-й адмиральский флаг |
3-й адмиральский флаг |
1-й адмиральский галерный флаг |
2-й адмиральский галерный флаг |
3-й адмиральский галерный флаг |
||
Ординарный капитанский вымпел (плавучий) |
Ординарный командорский вымпел |
Тем же Морским Уставом 1720 года устанавливалась и система сигнальных флагов для подачи сигналов кораблям и управлением ими. Всего предусматривалос 54 сигнальных флага и 14 вымпелов. 29 декабря 1732 года Анна Иоанновна утвердила доклад Воинской Морской Комиссии о "употреблении вместо прежних трёх, одного белого флага" (ПСЗ РИ). Для галер в 1733 году оговаривался один красный флаг, как это и было на практике. |
Однако, уже 22 декабря 1743 году императрица Елизавета Петровна вновь ввела три цветных кормовых флага. По сообщению А. Басова. И только Екатерина II 9 марта 1764 года отменила цветные флаги, оставив только белый. 3 ноября 1765 года интендантская комиссия флота сделала белым и галерный флаг (долгие годы бывший до этого красным). Этот галерный флаг просуществовал до 1827 года, когда были отменены все галерные флаги. Был также Указ от 18 февраля 1797 года [по В.Соколову] о том, что Черноморский флот "по малочисленности" должен состоять из одной дивизии белого флага, разделенной на три эскадры, а на гребных судах Черноморского флота и Каспийской флотилии быть белому флагу. |
Павел I в 1797 году утвердил новый Устав Военного Флота (введенный взамен Морского Устава 1720 года, или как считают некоторые историки - в дополнение к Морскому Уставу 1720 г.). Павлом восстановлены отмененные Екатериной цветные кормовые флаги. Т.к. галерный флот к тому времени уже практически не существовал, флаги галер были ислючены из Устава.
Флаг кордебаталии. Он же флаг 1-го адмирала |
Авангард. Он же флаг 2-го адмирала. |
Арьергард. Он же флаг 3-го адмирала |
||||||
Вице-адмирал первой дивизии. Флаг 1-го адмирала на фор-стеньг-флагштоке |
Командующий первой дивизией. Флаг 1-го адмирала на грот-стеньг-флагштоке |
Контр-адмирал первой дивизии. Флаг 1-го адмирала на крюйс-стеньг-флагштоке |
Вице-адмирал второй дивизии. Флаг 2-го адмирала на фор-стеньг-флагштоке |
Командующий второй дивизией. Флаг 2-го адмирала на грот-стеньг-флагштоке |
Контр-адмирал второй дивизии. Флаг 2-го адмирала на крюйс-стеньг-флагштоке |
Вице-адмирал третьей дивизии. Флаг 3-го адмирала на фор-стеньг-флагштоке |
Командующий третьей дивизией. Флаг 3-го адмирала на грот-стеньг-флагштоке |
Контр-адмирал третьей дивизии. Флаг 3-го адмирала на крюйс-стеньг-флагштоке |
Вымпел эскадры авангардии 1 дивизии |
Вымпел эскадры кордебаталии 1 дивизии |
Вымпел эскадры арьергардии 1 дивизии |
Вымпел эскадры авангардии 2 дивизии |
Вымпел эскадры кордебаталии 2 дивизии |
Вымпел эскадры арьергардии 2 дивизии |
Вымпел эскадры авангардии 3 дивизии |
Вымпел эскадры кордебаталии 3 дивизии |
Вымпел эскадры арьергардии 3 дивизии |
Вице-адмирал первой дивизии. На носу шлюпки флаг 1-го адмирала с синей полосой понизу |
Командующий первой дивизией. Флаг 1-го адмирала. |
Контр-адмирал первой дивизии. На носу шлюпки флаг 1-го адмирала с красной полосой понизу. |
Вице-адмирал второй дивизии. На носу шлюпки флаг 2-го адмирала c белой полосой |
Командующий второй дивизией. Флаг 2-го адмирала. |
Контр-адмирал второй дивизии. На носу шлюпки флаг 2-го адмирала с красной полосой |
Вице-адмирал третьей дивизии. На носу шлюпки флаг 3-го адмирала с белой полосой |
Командующий третьей дивизией. Флаг 3-го адмирала. |
Контр-адмирал третьей дивизии. На носу шлюпки флаг 3-го адмирала с синей полосой |
Брейд-вымпел командора 1 дивизии (на грот-стеньг-флагштоке или на носу шлюпки) |
Брейд-вымпел командора 2 дивизии (на грот-стеньг-флагштоке или на носу шлюпки) |
Брейд-вымпел командора 3 дивизии (на грот-стеньг-флагштоке или на носу шлюпки) |
В 1797-1801 годах при Павле I в кантоне "цветных" морских флагов находился гюйс - личный знак генерал-адмирала, которым и являлся император Павел. Павел был назначен генерал-адмиралом фота еще 20 декабря 1762 года, когда был только наследником престола, подростком. На церемонии назначения императрица пожаловала Павлу кейзер-флаг, и наследник уже шёл под этим флагом по Неве, возвращаясь из Петропавловской крепости. Высший флотский чин Павел сохранил за собой и после смерти Екатерины, став императором. |
Павел вновь разделил флот на три дивизии ("синего флага" - авангард, "белого флага" - кордебаталия, "красного флага" - арьергард). Внутри дивизий выделялись эскадры. Первая эскадра использовала белый вымпел, вторая - синий, третья - красный. Таким образом кормовой флаг мог быть одного цвета, в вымпел другого. Именным указом от 18 февраля 1797 г (ПСЗ №17816) Павел I повелел Черноморскому флоту "по малочисленности своей" состоять только из одной дивизии белого флага, которую разделить на три эскадры. "На судах гребного Черноморского флота и Каспийской флотилии быть вообще белому флагу". Цветные флаги с "гюйсами" в крыжах не использовались уже с 1801 года, формально они отменены Александром I 25 мая 1804 года после доклада товарища министра морских сил "О разделении флота на части...". |
При Александре I Балтийский флот состоял из трёх дивизий (белого, синего и красного флага), а Черноморский флот составлял одну дивизию белого флага. 18 сентября 1827 года было объявлено, что Балтийский флот состоит уже из двух дивизий (только белого и синего флага), Черноморский флот, как и прежде, из одной дивизии. ... 7 сентября 1827 года вновь установлено, что флот должен быть разделен на три дивизии (авангард под синими флагами, кордебаталию под белыми флагами и арьергард под красными флагами). ПСЗ РИ. 31 декабря 1831 года Черноморский флот был разделен на дивизии (№4 и №5). Всем линейным судам Черноморского флота предписано иметь белые флаги. Хотя все еще предусматривалось, что "при нахождении всего флота в кампании и при разделении его…" иметь флаги по цветам, авангардии – синий, кордебаталии – белый, арьергардии – красный. Материалы ПСЗ РИ В Морском Уставе 1853 года еще упоминались все три цветных кормовых флага - "общий", "синий" и красный". Оговаривалось, что все корабли Черноморского флота, Каспийской и Камчатской флотилий, корабли, не приписанные к дивизиям, несут "общий" флаг. Тот же флаг предписан и кораблям из первой и третьей дивизий при отдельном от дивизий плавании или находящимся не в полном дивизионном составе (менее двух бригад). 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) введен ЕДИНЫЙ кормовой флаг для всего флота. Издается приказ генерал-адмирала Константина № 98, подтверждающий распоряжение Николая I о поднятии на всех кораблях только белых флагов. Правда, в приказе оговаривалась возможность "по особому приказанию, когда по значительному составу эскадры признано будет нужным разделить ее на части", шить синие и красные флаги и вымпелы. |
Кормовые флаги корабля "Азов" и брига "Меркурий" отличались от общепринятых (что отмечено в ст.971 Морского устава). За героизм, проявленный в 1827-1829 годах во время русско-турецкой войны два корабля российского флота получили
право поднимать на корме Георгиевский адмиральский флаг
(он отличался от обычного андреевского щитком со Святым Георгием в центре).
Линкор "Азов" получил это отличие за Наваринское сражение 8 октября 1827 года, а бриг
"Меркурий" - за бой под начальством капитана Казарского с двумя турецкими линкорами 14 мая 1829 года.
Источник: Г. М. фон-Гельмерсен, журн. "Военная быль", издание общекадетского объединения, 1960-е годы 28 июля 1829 года (ПСЗ №3045) 32-го Флотского Экипажа 18-пушечному бригу «Меркурий» пожалованы флаги "с Георгиевским знаменем". В тексте указа говорилось о Георгиевском флаге и вымпеле, которые предполагалось передавать в дальнейшем всем кораблям с тем же названием «Меркурий» Кроме этих двух кораблей Георгиевский флаг на корме в дальнейшем поднимали все корабли с названиями "Память Азова" и "Память Меркурия". На сайте http://unextor.ru/georgievskij-flag.html приведена фотография Георгиевского флага. Возможно, это аутентичный флаг 19 века. Порядок использования Георгиевского флага уточнялся Приказом по Морскому ведомству 18 ноября 1903 года (Морской сборник № 12, 1903) "О помещении изображения Св. Георгия на стеньговых флагах". Высочайшими повелениями о Георгиевских флагах - 13 января и 27 октября 1903 года. 23 мая 1911 года (ПСЗ № 35 262) приказано изображение Св. Георгия на флагах, брейд-вымпелах и вымпелах распространить на все корабли, команда которых состоит на учете или комплектуется экипажами, имеющими Георгиевские знаменные флаги, пожалованные Черноморским экипажам за защиту Севастополя. Материалы В. Соколова |
В ~1703-1710 годах флаг Адмиралтейства представлял собой белое полотнище с двумя скрещенными чёрными якорями. Приводим изображение этого флага из "Киевской таблицы" 1709 года. Cам Пётр I описывал этот флаг так: "Адмиралтейской флаг в белом поле. 4 якоря синих сцеплены рогами образом креста С.Андрея являя прежнеописаныя четыре моря" В петровское время адмиралтейский флаг поднимался в адмиралтействах и крупных портах (напр. Архангельске). Иногда адмиралтейский флаг поднимался на кораблях портовой администрации (например, известен конфликт 1772 года между адмиралом Сенявиным и представителем портовой администрации Вакселем о правильности последним поднятия при депутатском смотре новых кораблей на портовой яхте адмиральского флага [см. Огородников С.Ф. "История Архангельского порта", Санкт-Петербург, 1875]). В середине 19 века под адмиралтейским флагом на грот-мачте суда спускались на воду после постройки. |
В 1710 году появился другой флаг Адмиралтейства - было белое полотнище с четырьмя переплетёнными меж собой синими якорями. Флаг реял над зданием Адмиралтейства в Петербурге и просуществовал до 1918 года. Приводим изображение этого флага из книги Давида Мортьера (изд. 1718 г) В Докладе товарища министра морских сил Чичагова от 24 мая 1804 года (на котором стоит резолюция от 25 мая "быть по сему") содержались мысли о разделении флота и флагах. Чичагов писал, что перед тремя военными флагами имеют преимущество только императорский штандарт, гюйс (флаг генерал-адмирала) и адмиралтейский флаг, поднимаемый в присутствии министра или отряжаемых для смотра флота депутатов. (Материалы для истории русского флота. часть 17, 1904 год) В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. адмиралтейский флаг описан так: 1141. Адмиралтейский флаг - белый, с четырьмя соприкасающимися якорями по середине, расположенными диагонально, рымами к углам. Он поднимается на видном месте на зданиях адмиралтейства, на плавучих доках и на внутренних брандвахтах, и в праздничные дни на корабельных кранах. Материалы Cвода морских постановлений, книга Х, изд. 1886 г. |
Сначала на русских кораблях в качестве гюйса использовался аналогичный кормовому флаг. Около 1699 года (не позднее 1701 года) в русском флоте появился гюйс (флаг поднимаемый на бушприте (носовом флагштоке) ) оригинального дизайна. Гюйс представлял собой красное полотнище с прямым белым крестом и наложенным на него андреевским синим крестом. Белый крест символизировал христианство. Вероятнее всего моделью для русского гюйса послужил гюйс ВМФ Великобритании. Гюйс был описан Петром в 1712 году: "Гиус Красный , в котором вышереченный крест белым обложен. Гиус - он же и кейзерс-флаг", а также был описан в первом Морском Уставе 1720 года. До 1820 года корабли несли гюйс не только на стоянке, но и в море. В России флаг этого дизайна именовался "кайзер-флаг" (кейзер-флаг). Видимо потому, что при подъеме на грот-стеньге он обозначал присутствие на корабле великих князей". 12 июня 1842 года (ПСЗ №15742) Высочайше утверждены рисунки штандарту, обыкновенному и малому кейзер-флагам. Размеры обыкновенного кейзер-флага 18 ф. 6 д. х 12 ф. 3 д., размеры малого кейзер-флага – 13 ф. х 10 ф. Материалы ПСЗ РИ |
В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. говорилось: "1104. Гюйс, - красный флаг с синим Андреевским крестом, окаймленным белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом.
Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. В 1903 г. в Ст. 1293 Морского устава "О гюйсе" вносились правки. Аналогичный гюйсу флаг использовался как флаг морских крепостей. |
Известно изображение крестового флага, аналогичного флагу кораблей Азовского похода (судя по штриховке крест синий, а четверти белые и красные), на медали в честь завершения строительства по проекту Петра I в 1704 году форта Кроншлот Но уже на гравюре 1704 года, изображавшей форт Кроншлот, на флагштоке форта изображён флаг, повторяющий гюйс. Правда, на некоторых гравюрах первой половины 18 века крепостной флаг изображался несколько странно... : на английской гравюре 1710 г. флаг над крепостью – просто андреевский; на гравюрах П.Пикарта флаг над Кроншлотом изображен флаг в виде полотнища с косым крестом и вертикальной линией того же цвета, что и крест, горизонтальной линии, которая должна бы быть на обычном гюйсе и крепостном флаге, нет… На некоторых гравюрах крест окрашен в синий цвет, а полотнище оставлено белым. Видимо, это просто ошибка гравёра, не сумевшего толком изобразить крепостной флаг. Это подтверждает и то, что синий крест на якобы белом полотнище имеет тонкую белую каёмку, очевидно, художник просто забыл раскрасить полотнище флага в красный. Фрагменты гравюр воспроизводятся по - http://www.liveinternet.ru/users/4809789/post241420844/ и др. В 1820 году было решено, что гюйс будет подниматься только на стоянке, а не во время плавания, как это было ранее. |
Лишь 7 декабря 1913 года законом №40638 был утверждён новый вариант крепостного флага: "Крепостной флаг - красного цвета с синим Андреевским крестом, окаймленным белыми полосами и с белым прямым поперечным крестом. По средине флага, с двух сторон его, нашивается или наносится краскою Государственный герб, черного цвета, вышиною в 7 футов. Размеры флага: в длину 13 футов, в ширину 9,5 футов; ширина синих полос, образующих Андреевский крест, - 12 дюймов; ширина белых полос, окаймляющих Андреевский крест, - 6 дюймов; ширина белых полос, составляющих вертикальный крест, - 8 дюймов. ". Источник - ПСЗ РИ |
При Павле I, который, как известно, некоторое время был Магистром Мальтийского Ордена, некоторые корабли русского флота использовали в качестве гюйса кормовой флаг мальтийских эскадр - красное полотнище с прямым белым крестом. Кормовые флаги "орденских" кораблей оставались андреевскими. |
Армейским и гвардейским катерам Приказом по Морскому ведомству от 24 марта 1889 года "для прогулок господ офицеров" присвоен былый флаг с двумя косицами и андреевским флажком в крыже.
Приказом от 28 июля 1908 года было установлено оказывать галерным флагам катеров те же почести, что и знамёнам. Приказом по Морскому ведомству № 439 от 8.08.1916 года кормовой флаг судов Одесского морского батальона, утв. 10.04.1906 года, был отменен. Вместо него установлен другой флаг: "белый с гюйсом в крыже; на белом поле нижнего противолежащего крыжу угла помещается рисунок красного цвета специального знака, присвоенного данной воинской части на плечевых погонах". |
В 1718 году Пётр I создал Яхт-клуб. Для яхт яхт-клуба вводится флаг из горизонтальных белой, красной и синей полос и ряда белых, красных и синих треугольников в древка. Этот флаг под названием "яхт и буерный" был включен в таблицу кормовых флагов (утв.13.1.1720 ПСЗ №3485). |
Под этим флагом изображена на гравюре А. Зубова (1716 г.) яхта с катающимися по Неве Петром I и Екатериной I. Но треугольников вдоль шкаторины флага на этой гравюре нет. Либо Зубов неаккуратно изобразил этот флага, либо, рискнем предположить, на реальных флагах в начале 18 века треугольников у шкаторины и не было, но при включении этого флага во флажные таблицы художником было неправильно истолковано изображение складок ткани у креплений полотнища к флагштоку, и он ошибочно изобразил их в виде треугольников. Этот флаг поднимался на увеселительных яхтах "невского флота" 1716-1726 гг. Фрагмент гравюры А.Зубова взят с сайта http://www.e-reading.biz/chapter.php ... |
Во французской таблице флагов ок. 1819 года изображены такие флаги яхт и буеров России. |
Позже военные яхты и яхтенные пароходы стали нести белый флаг с андреевским флажком в крыже. Этот флаг, в частности, утверждался Именным Указом от 11 августа 1831 года (объявлен Инспект.Департаментом Глав.Морск.Штаба, ПСЗ №4639), приказом нач.гл.морск.штаба Е.И.В. от 9 февраля 1833 года. Белый кормовой флаг яхт упразднён 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98]. Такой флаг военных яхт и яхтенных пароходов содержался в Морском Уставе 1853 года, Глава 2, Отделение третье, ст. 972. |
Императорские яхты "Александрия" (их было несколько), обслуживающие императорскую дачу "Александрия" в Петергофе, несли флаг и брейд-вымпел дачи - на белом полотнище помещался лазуревый геральдический щит, в нём серебряный меч в столб, на который надет венок. Эти флаг и вымпел утверждены 24 декабря 1829 года. |
По сообщению А.Басова. Фотография со страниц сайта ВИК "Гвардейский морской экипаж" |
На фотографии прогулки императорской семьи на яхте в Санкт-Петербурге, 1903 г., отчетливо виден 9-полостный бело-сине-красный флаг на яхте. Что это за флаг, пока не понятно... Остается только предположить, что на этой яхте был поднят бутафорский флаг в "петровском стиле". Использован фрагмент фотографии, опубликованной на сайте "За веру, царя и Отечество" |
Устав 1720 года предусматривал, что "ластовые адмиралтейские" (т.е. вспомогательные) суда несут торговый бело-сине-красный флаг на корме, а также (для отличия от торговых судов) гюйс. Вспомогательные суда ВМФ до 1797 году несли трехцветный бело-сине-красный флаг и гюйс. С 1797 года вспомогательные суда стали поднимать и вымпел. В Павловском Уставе Военного флота (1797) говорилось, что "все портового комплекта военные суда, как-то: бомбардирские, прамы, фрегаты, шебеки, боты, пинки, должны иметь первого Адмирала флаги и ординарные вымпелы ... когжа же будут со флотом и разделены по дивизиям, тогда флаги и вымпелы должны иметь тех дивизий и эскадр, к коим причислятся. Все суда портового комплекта ... когда не будут иметь довольного числа артиллерии для защиты военного флага, или когда они употреблены будут для каковато либо транспорта, должны иметь провиантский Русский флаг, а для отличности от купеческих, ординарный гюйс на бушприте". ПСЗ 17 833. 25 февраля 1797 года. Устав Военого Флота. Приказ 31 мая 1731 года по Кронштадтской эскадре: "На адмиралтейских мелких судах, яхтах и ботах, военных флагов не иметь, а иметь флаги на адмиралтейских яхтах ординарные какие имеются на партикулярных яхтах и буерах, а на ботах и прочих мелких судах, которые употребляться будут для перевозу, флагов не иметь, токмо иметь на ботах при вооруженных кораблях всякие флаги военные. И для того такие не принадлежащие флаги велеть отдать в адмиралтейскую контору с роспискою". Материалы для истории русского флота. Часть 7, СПб, 1879 |
В Морском уставе 1853 года описан кормовой флаг адмиралтейских ластовых судов - "синий флаг, с двумя белыми якорями диагонально на крест по средине" (ст. 978). Флаг отменен 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98]. |
19 апреля 1804 года товарищ министра морских сил Чичагов сообщил адмиралтейств-коллегии Высочайшее повеление "о присвоении транспортным судам морского ведомства флагов по прилагаемым рисункам, из которых один в белом поле - для судов, которыя употребятся для перевоза тяжестей между Кронштадтом и Петербургом, а другой, в синем поле - для судов, отправляемых чрез Балтийское море из Ревеля и других портов". Материалы для истории русского флота. часть 17, 1904 год 25 мая 1804 года для адмиралтейских вспомогательных судов (транспортов) введен специальный кормовой флаг. Это было белое или синее полотнище с национальным триколором в кантоне и двумя скрещенными якорями под ним. Если корабль был вооружен пушками, то он дополнительно поднимал и военный вымпел. [красного флага тогда еще не было] Предписанием Инспекторского департамента Морского министерства № 722 от 30 сентября 1845 года оба этих флага были предписаны транспортным судам морского ведомства и Санкт-Петербургским и Кронштадтским транспортным судам Балтийского флота. Видимо 30 сентября 1845 года был введен и красный флаг транспортов. По сообщения А. Басова Предписанием Инспекторского департамента Морского минитерства № 722 от 31 сентября 1845 года белый флаг был предписан транспортным судам морского ведомства и Санкт-Петербургских и Кронштадских транспортным судам Балтийского флота, а синий - транспортным судам морского ведомства и Ревельским транспортным судам Балтийского флота. Материалы исследований Л. Токаря |
В Морском Уставе 1853 года со ссылкой Павловский морской устав 1797 г (???) и на Высоч.повеление от 30 сентября 1845 года описаны флаги военных транспортов всех трёх цветов: транспорты, приписанные к 1 дивизии - синие флаги; транспорты, приписанные к третьей - красные флаги; остальные - белые флаги. Этот вариант флага морских транспортов отменен 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305). |
В альбоме флагов ЛеГра 1858 года даны cиний, белый и красный транспортные флаги, т.е. транспортов 1-й, 2-й и 3-й дивизий. Пропорции флагов - 2:3. Рисунок - из альбома "Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858. |
Вспомогательные суда российского флота несли с 1870 года (приказ генерал-адмирала от 24 марта 1870 года №46) синие флаги. В 1883 году учреждается также синий флаг с национальным триколором в крыже для вспомогательных судов под командованием капитана торгового флота. 11 июня 1907 года император утвердил изменение Морского устава (приказ по Морскому ведомству от 14.06.1907), согласно которому такие флаги предписывались транспортным судам, судам гидрографических экспедиций, описным и лоцмейстерским судам (синий флаг с Андреевским крыжом с командой из военнослужащих или состоящим под командой офицера; с национальным триколором - с командой из вольнонаёмных и не состоящим под командой офицера. 24 декабря 1914 года постановлено, что синий флаг с национальным трехцветом в крыже присваивается правительственным судам всех ведомств, если личный состав этих судов не состоит на военной службе. Однако в альбоме флагов 1915 года это не отражено. Материалы сообщений Л.Токаря и А.Басова |
Флаг судов и плавсредств морских крепостей (утверждён 23 сентября 1913, закон №40282) отличался от флага вспомогательных судов лишь наличием под кантоном двух скрещенных пушек жёлтого цвета дулами вверх. Если эти суда были укомплектованы военнослужащими под командой офицера, то в кантоне помещался андреевский флаг. Если же экипаж был вольнонаёмным и управлялся не-офицером, то в кантоне располагался триколор. |
В Морском уставе 1797 года уже описан кормовой флаг фрегата Морского шляхетского корпуса (затем - кадетского). Это был "первого Адмирала флаг, у коего посреди в красном овале должен быть изображен герб Морского корпуса". В гербе изображались шпага, градшток и руль под короной. Вместе с этим флагом корабли Морского корпуса поднимали ординарный вымпел (по Уставу 1797 г.). Александр I отменил этот флаг в 1801 году. Но в 1827-1865 годах этот флаг вновь использовался (введен указом от 7 сентября 1827 г; ПСЗ №1362), отменен 12 июля 1865 года (ПСЗ №42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98]. Был описан в ст.973 Морского устава (1853 г). |
Указ от 7 сентября 1827 года (ПСЗ №1362) установил некоторые новые морские флаги, в том числе кормовой флаг Морского Учебного экипажа. В его центре на красном овале изображали скрещенные якорь и пушка. Цвет якоря и пушки не указан. Кормовые флаги морских учебных экипажей упразднены 12 июля 1865 года (ПСЗ № 42305) [приказ генерал-адмирала Константина № 98]. |
7 января 1853 года (ПСЗ №26999) утверждены рисунки Знаменного флага 2-го Учебного Морского Экипажа (подобно тому, что имеется в 1-м Учебном Морском Экипаже). Длина от древка 1 фут 1 дюйм, ширина по древку 4 фута. Материалы ПСЗ РИ |
Флаг портовых судов - синий с белым якорем - утвержден 16 марта 1870 года. Такой флаг использовался только судами не под командой офицера. Использованы материалы книги В.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах" В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. флаг портовых судов описан так: 1140. Портовые судя, не состоящие под командой офицера, носят синий флаг с белым якорем на середине, стоящим вертикально, рымом кверху. Тот же флаг присвоен и пароходам санкт-петербургского порта, команды коих комплектуются, взамен нижних чинов, вольнонаемными (о пароходах СПб порта - приказ по морскому ведомству 11 ноября 1885 года №131). Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. |
Брандвахтенный флаг - треугольный синий. Флаг поднимался на фор-брам-стеньге всеми кораблями, занимающими на военных рейдах брандвахтенный пост, во время исполнения этой обязанности. Дежурные по эскадре корабли поднимают этот флаг на крюйс-брам-стеньге. Морской Устав, 1853 г. В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. брандвахтенный флаг описан так: 1119. Брандвахтенный флаг - треугольный синий. Он поднимается на фор-брам-стеньге кораблями, занимающими на военных рейдах брандвахтенный пост, во время исполнения ими этой обязанности. Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. В альбоме флагов ЛеГра 1858 года бранд-вахтенным назван треугольный синий флаг с пропорциями 1:2. Альбом "Album des Pavillons, guidons, flammes de toutes les puissances maritimes". M.A. Le Gras, Paris, 1858. |
В германском справочнике «Flaggenbuch" 1893 года в разделе "Россия" приведены два загадочных флага, которые мы пока не можем точно идентифицировать. В русских источниках они вроде бы не появлялись. |
Лоцманский флаг для военных судов (или "флаг для призыва лоцмана") известен с первой половины XIX века. Он повторял по рисунку гюйс, но имел белую кайму. Такой тип лоцманских флагов появился впервые в Англии (1823), а затем стал очень распространён по всему миру. В Своде Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. говорилось: 1118. Лоцманский флаг - гюйс, окаймленный белою полосою, служит для призыва лоцманов, поднимается на самом видном месте, безразлично, обыкновенно при пушечном выстреле, для возбуждения внимания лоцманов... и служит кормовым флагом для лоцманских пароходов и ботов. Материалы Свода Морских постановлений. Кн. Х, изд. 1886 г. Кстати, именно такой лоцманский флаг (кайзер-флаг с белой каймой) был описан в Уставах некоторых яхт-клубов (Черноморский яхт-клуб, 1876 г.; Санкт-Петербургский речной яхт-клуб 1881). Его также предписывалось поднимать "на самом видном месте безразлично" для привлечения внимания лоцмана и держать до момента, пока он прибудет на судно. |
12 июля 1912 года приказом № 228 вводится Флаг Морских собраний (1912-1917). Флаг Морских собраний Высочайше утверждён 24 апреля 1912 года (ПСЗ РИ, №36940). На белом полотнище помещался прямой синий крест, в крыже андреевский флаг, внизу у древка якорь, окруженный первыми буквами названия собрания ("КМС" - Кронштадтское морское собрание, "СМС" - Севастопольское, "РМС" - Ревельское, "ГМС" - Гельсингфорсское, "ВМС" - Владивостокское, "ПМС" - при 2-м Балтийском экипаже, "НМС" - Николаевское, "МС П.И. А.III" - порта императора Александра III, "БМС" - Бакинское; всего 9 вариантов) Флаг поднимался на зданиях Морских собраний, а также на яхтах и шлюпках, принадлежащих им. ... Рисунки аббревиатур для флагов 9 морских собраний утверждены морским министром адмиралом И. Григоровичем 5 мая 1912 года. ... Флаг Морского собрания при Ижорском заводе утвержден Приказом по Морскому ведомству от 16 октября 1912 года (Морской сборник, 1913, №7) Аббревиатура на флаге - "МС И.З". По В. Соколову |
Кормовой флаг судов и шлюпок роты Потешного флота в Переславе-Залесском утверждён 28 апреля 1913 года. Полотнище украшал герб города Переслава-Залесского. Информация А. Басова. Кормовой флаг гребных и парусных шлюпок роты потешного флота в память Ботика Петра Великого утвержден Приказом по Морскому ведомству от 2 апреля 1913 года (Морской сборник, 1913, №6) По В. Соколову |
Флотская авиация также отмечена несколькими флагами. [см. также раздел "Ведомственные флаги. Воздухоплавательные части"] Cо времён русско-японской войны известен флаг воздухоплавательных частей ВМФ - белый с гюйсом в крыже и синей эмблемой "крылатый якорь" (на флаге армейских авиаторов эмблема была красной). Флаг авиационных отрядов был таким же, но с другой эмблемой - чёрным двуглавым орлом с пропеллером и гранатой в лапах и шифровкой отряда. |
Флаг авиационных частей ВМФ учреждён в 1917 году. Это было белое полотнище с андреевским флажком в крыже и красной эмблемой "крылатый якорь" По книге А. Басова "История военно-морских флагов..." По информации Т. Шевякова флаг морской авиации был разработан в 1917 году и имел синий спецзнак. ... В работе Л. Токаря указан Флаг учреждений морской авиации и воздухоплавания, утвержденный приказом по канцелярии морского министра № 418 от 10 июля 1917 года - белое полотнище с андреевским крестом в крыже и синим спецззнаком (крылатый якорь). ... |
Вымпелы авиационных бригад были "плавучими", имели красные, синие или белые (у отдельной авиационной бригады ВФМ) косицы. 3-й дивизион авиации ВМФ, например, использовал жёлтый вымпел. ... |
По материалам Т.Шевякова: флагом авиационных частей было - "белое полотнище, Кайзер-флаг в крыже, в нижнем правом углу черная эмблема авиационных частей (орел с пропеллером, гранатой и т.д.)". Флаг эскадры воздушных кораблей - "бело-сине-красное полотнище с Императорским штандартом в крыже". Материалы работы Т.шевякова на сайте ВИК "Московский гренадер" В Уставе 1885 г. оговаривался специальный молитвенный флаг: 827. Для означенія начала каждой божественной службы, кром частныхъ службъ, упомянутыхъ въ стать 825, на корабл поднимается молитвенный флагъ, который спускается по окончаніи богослуженія. Въ эскадр этотъ флагъ поднимается на адмиральскомъ корабл, и ему слдуютъ въ томъ вс остальные корабли; спускается же онъ на каждомъ корабл независимо, по окончаніи на немъ богослуженія. На каждомъ корабл при начал богослуженія бьется на молитву, а по окончаніи его — отбой. Въ торжественные дни, когда назначенъ салютъ во время молебствія, оный начинается на флагманскомъ корабл съ провозглашеніемъ многолтія. Прочіе корабли начинаютъ салютъ по второй пушк флагмана.
В музее крейсера "Аврора" выставлен такой молитвенный флаг - белое полотнище с красным крестом (аналогичный флагу Красного Креста). Во флотской Сигнальной книге 1911 года среди сигнальных флагов приведен и "молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом. |
Позывные вымпелы винтовых моторных лодок. Позывные вымпелы винтовых моторных лодок. 1856 г. Информация и рисунки присланы Л.Н. Токарем со ссылкой на РГАВМФ, ф 402. |
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry.
last modified 17.6.2022