Малая Литва


Малой Литвой (лит: Mažoji Lietuva) в литовской историографии принято называть историко-этнографическую область между нижним течением реки Данге и рекой Преголой, включающую территорию современных Клайпедского уезда и южной части Турагского уезда Литовской Республики к юго-западу от реки Неман (лит. Nemunas, нем. Мemel), восточную часть Калининградской области Российской Федерации и северную часть Варминьско-Мазурского воеводства Польши, на территории которой проживали балтские племена (курши, пруссы, селы и др.), завоеванную в XIII-XIV вв. Тевтонским (Немецким) Орденом и до 1945 года составлявшую северо-восточную часть германской провинции Восточная Пруссия. Основными центрами германской колонизации были основанные рыцарями Тевтонского Ордена замки Мемельбург (1252), возникший вокруг него город Мемель (совр. Клайпеда) и Тильзит (осн.1289, совр. г.Советск Калининградской области России). К началу XVI в. из числа переселенцев из Великого Княжества Литовского и Жемайтии сформировалось литовскоязычное население – литовники (лит. lietuvininkai или mazlietuviai), известные также как прусские литовцы.

На территории Малой Литвы были выпущены первая литовская книга (1547), первая литовская грамматика (1653), открыты первые литовские школы. В Кёнигсбергском университете в 1718 году была открыта кафедра литовского языка. Во времена наложенного царскими властями запрета на литовскую письменность, в 1864 - 1904 годах, в городах Тильзите и Рагните печатались книги на литовском языке латиницей и нелегально распространялись в населенных литовцами губерниях Российской империи.

С 1829 года цветами корпорации литовских студентов «Lituania» ("Литва") Кёнигсбергского университета был зелёный, серебряный (белый) и красный, при этом, как писал в Т.Нарбутт в «Истории литовского народа» (Narbutt T. Dzieje narodu litewskiego. - Wilno, 1835-1841. - Т.1-9), зелёный символизировал Жемайтию, белый – Пруссию, красный – Литву.

24 января 1885 года в г.Тильзите было основано первое в истории литовское культурное общество «Бируте».

В 1883 - 1886 годах основатель и идеолог литовского национально-освободительного движения и создания литовского национального государства Иван Юрьевич Басанович (Йонас Басанавичюс, Jonas Basanavičius, 1851-1927) издавал в г.Тильзите первую литовскую общественно-литературную газету «Аушра» («Auszra», русск. «Заря»), статьи в которой были посвящены изучению литовского языка, истории и культуры литовского народа, направленному на развитие литовского национального самосознания и становлению национальной литовской интеллигенции.

С учётом цветов студенческой корпорации «Lituania» и на основе анализа частоты встречающихся в национальной одежде литовников (прусских литовцев) цветов, Й.Басанавичюс считал, что национальными литовскими цветами должно быть полотнище из зеленой, белой и красной полос, которое он предложил использовать для оформления помещения и мероприятий общества «Бируте».

В 1895 году у города Рагнит (совр. Неман) на горе Рамбинас (лит. Rambynas), на вершине которой до 1812 года находился жертвенный камень богу Перуну ( считалось, что от этого камня зависит существование всего литовского народа), по инициативе ведущего культурологического и национального деятеля Малой Литвы того времени, хормейстера и писателя Видунаса (лит.Vydūnas; настоящее имя Вильгельм Стороста, 1868- 1953), состоялся первый литовский певческий праздник, который был Видунасом впервые оформлен зелено-бело-красными полотнищами и драпировками.

Вероятно, под воздействием зелено-бело-красного флага литовников лидер литовского национально-освободительного движения Й.Басанавичюс предложил летом 1917 года ведущему литовскому художнику того времени, председателю Общества литовского изобразительного искусства Антону Ивановичу Жмудиновичу (Антанас Йоно Жмуйдзинавичюс, Antanas Žmuidzinavičius, 1876-1966) разработать для украшения готовящейся в г.Вильне в сентябре 1917 года вселитовской конференции проект литовского национального флага, состоящий из зеленой и красной полос (т.е. исключить из малолитовского флага белый цвет, олицетворявший Пруссию).

После поражения Германии в Первой мировой войне, в г.Тильзите 30 ноября 1918 года 24 представителя литовской интеллигенции создали Национальный Совет литовцев Пруссии (Prusu lietuviu tautos taryba) и в этот же день подписали декларацию (Тильзитский акт, Tilzes aktas) об отделении от Германии населенной литовниками (прусскими литовцами) северной части Восточной Пруссии и объединении Малой Литвы с собственно Литвой в единое государство. С учётом этой декларации и стремлением Польши получить от побежденной Германии всю Восточную Пруссию, а Литвы – балтийское побережье, Версальским мирным договором Мемельская область (Memelland) c центром в г.Мемеле (Клайпеде) была отделена от Германии и поставлена под наблюдение французской администрации. Остальная часть Восточной Пруссии к югу от реки Мемель (Неман), включая г.Тильзит, была оставлена в составе Германии.

В 1938 году, к 20-ой годовщине подписания Тильзитского акта, он был издан в г.Каунасе в виде памятной иллюстрированной грамоты, с изображением флагов Литвы и Малой Литвы.

В современной Литовской Республике ряд политических партий и общественных движений, некоторые историки и культурологи по-прежнему выступают за вхождение в состав литовского государства земель бывшей Малой Литвы, но изменение их этнического состава в 1939-1946 годах и современное этнодемографическое положение не дают к этому никаких оснований.