Происхождение флага Латвии


цвета дворянства Лифляндской губернии цвета дворянства Курляндской губернии цвета дворянства Эстляндской губернии

Историк П.Фальк в статье "Наши старые земельные цвета", опубликованной 25 июля 1900 года в издававшейся на немецком языке в г.Двинске (совр. Даугавпилс) газете Duna-Zeitung (Falck P. Unsere alten Landesfarben//Duna-Zeitung.- Nr. 165. - 25. Juli 1900), писал, что c XVIII века цветами остзейского немецкого дворянства (рыцарства) Лифляндской губернии являлись красный, зеленый и белый, Курляндской губернии - зелёный, синий и белый, Эстляндской губернии - зеленый, чёрный и белый.

В 1859 году историк Отто фон Рутенберг в своей книге об истории Прибалтики впервые сослался на описание в Ливонской рифмованной хронике XIII века знамени отряда ландвера из орденского замка Венден, прибывшего в Ригу осенью 1279 года, - "которое было красным, рассеченным белым" ("mit einer banier rot gevar, daz was mit wize durch gesniten").

Ниже приведены фрагменты оригинального текста Рифмованной хроники (слева) и перевод этого фрагмента (правда, перевод на русский сделан не с немецкого оригинала, а с латышского перевода. Поэтому Венден из немецкого текста уже заменен на Цесис, а летты на латышей):

Von Wenden was zuo Rige komen zer lantwer,
als ich ban vernomen,
ein bruoder und wol hundert man:
den wart daz maere kunt getan.
die quamen hovelichen dar
mit einer banier rot gevar,
daz was mit wize durch gesniten hiute nach wendichen siten
.
Wenden ist ein burc genant,
von den diu banier wart bekant.
und ist in Letten lant gelegen.
da die vrowen ritens pflegen
nach den siten, als die man:
vur war ich iu daz sagen kan
diu banier der Letten ist.
der was in der selben vrist
hundert bin zuo Rige komen
zer lantwer als ir hat vernomen
ein bruoder was ir houbetman.

Как стражи земли в Ригу спешили
Еще и цесисский отряд, как мне сказали.
Когда известие о войне услышали,
Один брат (рыцарь) сотню мужчин привел
Шли они бравые, величавые;
Флаг этого отряда красным был
Притом с белой полосой он
По обычаю цесисцев
.
Цесисом называется там замок один,
У знамени его расцветка такая.
Тот замок средь латышей
Могу вам сказать: там женщины
Как мужчины скачут (на конях), такое обыкновение
У них. И это истинно вам я скажу, что латышский флаг этот.
В то время из них отряд маленький был,
Сто мужей в Ригу пришли,
Как вы это слышали.
И брат (рыцарь) их был ведущим,
Кому они охотно были послушны

В феврале 1872 года абитуриент Я.Гринберг, готовя в библиотеке Дерптского университета реферат по истории для латышского университетского литературного кружка А.Кронвальда обратил внимание на сообщение о том, что в Ливонской рифмованной хронике содержится описание знамени XIII века отряда ландвера из Вендена. Согласно воспоминаниям ряда участников литературного кружка после этого латышские студенты Дерптского университета начали использовать красно-бело-красные цвета, но эти сообщения опровергаются воспоминаниями других участников этого кружка и не имеют документального подтверждения. С большой долей условности за использование красно-белых цветов можно принять белое шелковое знамя-хоругвь с красной бархатной каймой, которое впервые появилось на первом латышском певческом празднике "Лиго", проходившем с 26 до 29 июня 1873 года в г.Риге, в подготовке которого Латышским обществом Риги приняли активное участие латышские студенты Дерптского университета, так или иначе связанные с литературным кружком А.Кронвальда, на которых была возложена охрана общественного порядка во время праздника. В качестве знака различия у них на груди были красно-белые ленточки.

Вплоть до пятого певческого праздника в 1910 году в оформлении певческих праздников использовались бело-сине-красные цвета флага России, а также цвета рыцарства (дворянства) Курляндии (зеленый, синий и белый) и Лифляндии (красный, зеленый и белый)

Для созданного в 1881 году братства латышских студентов Дерптского университета "Fraternitas Lettonica" (латинск. "Латышское братство") студенческой комиссией 30 января 1882 года были предложены три варианта его цветов: тёмно-синий, золотой и белый; зеленый, синий и золотой; зелёный, синий и красный.

На общем собрании 13 февраля 1882 года был выбран второй вариант (зелёный, синий и золотой). 14 мая 1882 года студенческое братство впервые использовало знамя (флаг) зеленого, синего и золотого цветов в торжественном шествии у Дерптского университета - этот день считается официальной датой основания братства (позже, в 1918 году, часть латышских эмигрантов в Америке считала зелено-сине-золотой флаг национальным латышским флагом).

В 1870-х годах латышский поэт Аусеклис (Микелис Крогземис, 1850-1879), живший в г.Санкт-Петербурге, считал, что национальный флаг латышей должен состоять из двух равных вертикальных частей - белой и красной.

В комментариях к изданному в 1893 году переводу на латышский язык Ливонской рифмованной хроники этнограф М.Силиньш отмечал, что "указание хроники на вид латышского флага считаю малосущественным - это был только лишь присвоенный Ордену отличительный знак" и предполагал, что если латышские протогосударства до германской колонизации имели свои знамена, то они должны были быть понятны народу, и с учётом того, что различные латышские историко-этнографические общности имеют различные орнаменты в одежде, предлагал в качестве национального флага полотнище в виде клетчатой ткани в синем и зеленом вариантах с учётом того, что в северных и западных частях Лифляндии в одежде латышей доминируют темные краски - зеленые, коричневые, синие.

Писатель Линард Лайцен (1883-1938) считал, что наиболее подходящим в качестве латышского национального флага было бы янтарно-зеленое полотнище, олицетворяющее богатство латышских земель янтарём и лесами.

Первый красно-бело-красный флаг был сшит из шёлка размером 47х102 см во втором полугодии 1916 года в г.Вольмаре (совр. Валмиера) по проекту одного из самых активных популяризаторов латышских национальных красно-бело-красных цветов педагога и журналиста Яниса Лапиньша (Janis Lapins), его ученицей - учительницей приюта для беженцев Марианной Страумане (Marianna Straumane), ставшей позже его женой. Этот флаг стал первым известным латышским национальным флагом и его оригинал сохранился до наших дней. Хотя первоначально было задумано, что белая полоса составит 1/4 часть ширины, флаг был сшит с белой полосой в 1/5 ширины флага. Ярко-красно - бело- ярко-красный флаг украсило нашитое жёлтое солнце с 12 лучами (изображение солнца с лучами - символа латышской богини Лаймы, использовалось в созданном в 1915 году художником Ансисом Цирулисом нагрудном знаке латышских стрелков и на знаменах латышских стрелковых батальонов).

Марианна Лапиньш

Публично этот флаг был впервые вывешен Я.Лапиньшем на доме Общества латышей в г.Вольмаре (Валмиере) 13 марта 1917 года во время съезда латышей Лифляндской губернии (летом 1917 года семья Лапиньшей переехала в Казань, куда увезла с собой этот флаг. В годы Второй мировой войны, когда Марианна Лапиньш (Страумане) с дочерью находилась в Германии, свернутый флаг тайно хранился в их вещах. В апреле 1997 года года Марианна Лапиньш и её дочь Лия Пога подарили этот флаг Цесисскому историко-художественному музею).

С весны 1917 года использование красно-бело-красного флага получило широкое распространение. При этом соотношение полос и оттенок красного цвета были различными и зависели от имевшейся в наличии ткани.

Так, до наших дней сохранился флаг Митавской (Елгавской) сельскохозяйственной школы с датой "27.IV.17", использовавшийся на манифестации латышей в г.Режице (совр. Резекне).

На сохранившейся фотографии митинга 1 мая 1917 года на джутовой фабрике в г.Риге виден флаг с равновеликими по ширине полосами.

На фотографии военнослужащих Латышского стрелкового резервного полка после митинга 1 мая 1917 года в г.Стренчи (Валкский уезд Лифляндской губернии) виден флаг (знамя) с узкой белой полосой (текст на котором гласит: "Mы идем отомстить за стоны предков и вести неоконченные бои!").

На фотографии латышских делегатов съезда 5-ой армии в г.Двинске (совр. Даугавпилс) 17 мая 1917 года белая полоса на знамени (флаге) несколько уже, чем красные полосы и дополнена символическим изображением сердца и обращенного вниз меча, в отличие от солнца и меча на знаменах латышских стрелков (надпись на флаге - "Боже, благослави Латвию!")

Наряду с расширением практического применения красно-бело-красного флага, среди латышских учёных и художников продолжалась начатая с начала XX века дискуссия о том, каким должен быть латышский национальный флаг. При этом основным направлением дискуссии был вопрос о том, как наиболее адекватно отобразить на флаге описание венденского знамени из Ливонской рифмованной хроники XIII века.

Я Гросвалдс

Художник Я.Гросвалдс (1891-1920), служивший с 1915 года прапорщиком в латышском стрелковом полку, предлагал флаг, состоящий из трёх горизонтальных равновеликих полос - красной, белой и красной. Как альтернативный вариант им предлагался флаг из белой, красной и белой горизонтальных равновеликих полос.

На страницах газеты "Lidums" свои размышления "Латышские национальные цвета" опубликовал д-р Оскар Войт, впервые предложивший использовать на флаге темно-красный цвет. В этом его поддержал в своей брошюре "Латвийское государство" Л.Лайцен, выступавший в то время за создание автономной Латвии в составе России.

Так, Я.Сандерс и филолог-фольклорист П.П.Шмидт (Петерис Шмитс, 1869-1938), живший в г.Владивостоке, считали, что описание знамени отряда ландвера из Вендена в Ливонской рифмованной хронике может трактоваться не как одна, а как несколько белых полос и предлагали разместить на красном полотнище две и три белых горизонтальных полосы соответственно.

В мае 1917 года на заседании рижского Общества содействия искусствам художники А.Цирулис и В.Тонес предложили использовать в качестве национального латышского национального флага красное полотнище с узкой горизонтальной белой полосой. Их дополнительный проект предусматривал размещение на флаге 4 белых звезд, как символа единства латышских земель (Видземе, Курземе, Земгалии и Латгалии). Как вариант, предлагался также проект не с прямой горизонтальной белой линией, а с изломанной. Как в случае с прямой, так и в случае с ломаной узкой белой полосой, она должна была символизировать реку Даугаву (Западную Двину).Ни в одном из проектов не был использован тёмно-красный цвет.На заседании Общества эти проекты были рекомендованы в качестве образца латышского национального флага.

А.Цирулис

Созданный в результате дискуссии художником Ансисом Цирулисом (1883-1942) проект в 1918 году был использован на почтовых открытках фотографом Яном Рикстом (Jan Riekst) и сделал флаг с соотношением полос 2:1:2 наиболее популярным в народе.

* * *

Гораздо позднее появились различные поэтизированные версии происхождения латвийского флага.
- По одной из них еще предки латышей земгалы имели флаги, окрашенные кровью жертвенных животных и использовали их в борьбе с крестоносцами.
- Cогласно другой версии летты смогли отбить у крестоносцев белый орденский флаг. Летты положили на этот флаг своего раненого вождя, и полотнище было залито его кровью, неокрашенной осталась только узкая полоска.
- Ещё одна легенда повествует о долгой осаде латвийского замка эстонскими войсками, перед решающим сражением латыши принесли в жертву барана, намочили в его крови рубаху и, подняв её на древко копья, ринулись в атаку.

В своей статье "Государственные символы независимой Латвии" (НИЖ 11, 1992) В.Сапрыков писал, что академику Я.Страдыню принадлежит версия, будто красно-бело-красные цвета латыши переняли у соседей-славян (Полоцк и Псков), где почитали эти цвета. Там же цитируется версия о происхождении национальных цветов "в индоевропейском праобществе". Обе версии не выглядят достаточно обоснованными.