Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте...)
Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.
Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.
Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.
В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы "взлетать" вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.
Прибивка к древку - один из самых торжественных моментов в истории знамени. Эта церемония проводится перед официальным вручением знамени воинской части, должностному лицу или организации. Полотнище прибивается к древку специальными знаменными гвоздями. Чести прибить гвозди удостаиваются почетные гости церемонии. Обычно это делают несколько человек по очереди. Традиционно в церемонии прибивки знамени к древку принимают участие представители разных поколений или люди, занимающие различные должности в воинской иерархии (например: представитель попечительского совета, ветеран, кадет-выпускник, кадет первокурсник для знамени кадетского корпуса; командующий армией, командир части, один из старших офицеров, младший офицер, рядовой и т.п.). Каждый забивает по одному гвоздику, что должно символизировать единство различных частей воинского коллектива.
В православных регионах России обязательным на церемонии прибивки знамени к древку считается присутствие священнослужителя. После прибивки полотнища к древку священник освящает знамя.
Для выноса боевого знамени назначается специальная команда (знаменный взвод) в составе знаменщика, сопровождающих, иногда барабанщика. При переносе знамени и знаменщик, и ассистенты должны иметь перевязи для переноса знамени. Перед строем боевое знамя должно быть всегда развернутым. В чехол оно убирается лишь при перемещении на большие расстояния.
В строю на месте знаменщик держит боевое знамя у ноги свободно опущенной правой рукой. Нижний конец древка должен находиться у середины ступни правой ноги.
При движении со знаменем ассистенты и знаменный взвод должны держать автоматы в положении “на грудь” или карабины в положении “на плечо”.
На невоенных кораблях и судах главным является Государственный флаг. На стоянке и на ходу он поднимается на наиболее почетном месте - на кормовом флагштоке.
На некоторых яхтах не ходу флагшток может мешать парусам, на таких яхтах флагшток на ходу убирается, и флаг поднимается:
либо к ноку гафеля;
либо к ноку бизань-мачты;
либо на ахтерштаге (примерно на 2/3 его высоты).
На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.
Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.
Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще "забронировано" под флаг страны захода или т.н. "флаг вежливости", т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.
Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.
Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.
Вообще правая краспица считается главной, поэтому на ней поднимаются наиболее важные флаги (флаг вежливости, карантинный флаг), а левая краспица предназначена для менее важных флагов.
На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.
В Российской империи для каждого яхт-клуба утверждался комплект флагов: кормовой, стеньговый, флаги почетного члена клуба, флаг гоночной комиссии и др. Помимо кормового флага, который поднимался на кормовом флагштоке или другом подходящем месте в светлое время суток, на яхте присутствовал также т.н. "позывной вымпел" (индивидуальный вымпел каждой яхты, носящийся постоянно днем и ночью), который мог быть заменен на стеньговый флаг судовладельца (когда тот присутствует на яхте), почетного члена или же на "адмиральский" флаг (обычно кормовой флаг, поднятый на стеньге, обозначавший присутствие члена императорской фамилии).
На судах речного флота и рыболовецких судах флаг страны пребывания поднимается на носовой сигнальной мачте (на фок-мачте), вымпел судовладельца - на ноке кормовой сигнальной мачты (грот-мачте); если носовая сигнальная мачта занята флагом должностного лица, то флаг страны пребывания поднимается на ноке реи кормовой или носовой сигнальных мачт.
На практике суда речного флота (круизные теплоходы и др.) вымпелы судовладельцев поднимают только перед подходом к крупным городам, а после отхода от причала в этих городах сразу же снимают. Это объясняется тем, что флаг (вымпел) на носовой мачте мешает обзору.
На судах морского флота традиции похожи. На носовой (сигнальной) мачте поднимается вымпел министерства морского флота, если таковой мачты нет - то вымпел поднимается на носовом флагштоке. На той же сигнальной мачте поднимается и флаг вежливости.
Персональные флаги должностных лиц поднимаются на яхтах на топе грот-мачты.
Общее правило: более "значимый" и уважаемый флаг размещается на более уважаемом месте на корабле. Кормовой флагшток считается "важнее" остальных мест на судне, правая краспица важнее левой и т.п.
Основным символом принадлежности военного корабля к ВМФ СССР являлся военно-морской флаг.
На ходу военные корабли несут военно-морской флаг на гафеле либо на кормовом флагштоке постоянно. Гюйс поднимается на носовом флагштоке кораблей 1-го и 2-го рангов на стоянке. И флаг, и гюйс на стоянке поднимаются только в дневное время суток, на ночь - спускаются. Если же корабль выходит в море ночью, то флаги поднимаются в момент перехода из положения "на якоре" в положение "на ходу".
Вымпел поднимался на грот-мачте корабля, находящегося в плавании. Носился постоянно: и днем, и ночью, в любую погоду, на ходу и на якоре и обозначает готовность корабля. Вымпел спускался только при подъёме флага или брейд-вымпела должностного лица (кроме брейд-вымпела старшего на рейде).
Флаги должностных лиц поднимаются на фор- или грот-стеньге. Там же поднимаются и их брейд-вымпелы. Флаги должностных лиц остаются поднятыми в любую погоду, днем и носчью и даже во время кратковременных отлучек лиц, которым эти флаги присвоены. При подъеме флагов или брейд-вымпелов должностных лиц вымпел не поднимается, два брейд-вымпела или должностных флага также не поднимаются вместе; за исключением брейд-вымпела старшего на рейде - он поднимается только на одном фале с флагом того командира, который является старшим на рейде.
В период времени от подъема до спуска флага, - записано в Корабельном Уставе, - все военнослужащие при входе (сходе) на корабль (с корабля) отдают честь Военно-морскому флагу.
В Положение о знаменах, флагах, салютах и воинских торжествах на кораблях МС РККА 1936 г. оговаривалось, что во время боя флаг ВМФ поднимается только на кормовом флагштоке или гафеле, на стеньгах же не поднимается. Поздние редакции морских правил несколько изменили это положение: во время боя или в виду неприятеля военно-морской флаг поднимался на всех стеньгах корабля кроме грот-стеньги, где поднимался Государственный флаг СССР. Это же положение закреплено и в современном Корабельном уставе ВМФ РФ (2001 г):
"618. Во время боя и в виду неприятеля корабли поднимают на грот-стеньге Государственный флаг Российской Федерации, а на стеньгах других мачт - присвоенный кораблю Военно-морской флаг".
В будние дни флаги на кораблях ВМФ поднимают в 8 часов утра, в воскресные и праздничные дни на час позже.
За 15 минут до подъема флага по приказанию вахтенного офицера горнист играет сигнал "Повестка". В 7 часов 55 минут, он направляет на фалы флага и гюйса сигнальщиков, а затем докладывает командиру: "Через пять минут подъем флага". Горнист играет "Большой сбор".
Экипаж выстраивается на верхней палубе (построение по большому сбору не производится в случаях, когда корабль находится в боевой готовности или идет его приготовление к походу). Однако и тогда все, находящиеся на верхней палубе, по команде становятся спиной к борту корабля. Наверх поднимается командир корабля и здоровается с личным составом. Когда до подъема флага остается минута, вахтенный офицер командует: "На флаг и гюйс, смирно!"
Затем звучит команда: "Флаг и гюйс поднять!"
Горнисты играют сигнал "Подъем флага", а все, находящиеся на верхней палубе и близлежащих пирсах, поворачивают голову в сторону флага, медленно поднимаемого сигнальщиками в развернутом виде. Офицеры, мичманы и главные корабельные старшины прикладывают руку к головному убору. Гребцы шлюпок, находящихся вблизи корабля, сушат весла, их старшины также прикладывают руку к головному убору.
В особые праздничные дни (вступление корабля в строй, награждения, государственные праздники) производится торжественный подъём флага
Существует на кораблях и торжественный подъем флага. В этом случае экипаж выстраивается на палубе по "Большому сбору" в парадной или парадно-выходной форме одежды. Одновременно с флагом и гюйсом поднимаются стеньговые флаги и флаги расцвечивания, а оркестр в это время исполняет "Встречный марш".
В момент, когда Военно-морской флаг поднимается, исполняется Государственный гимн.
При вступлении корабля в строй Командующий флотом, прибыв на корабль, в торжественной обстановке объявляет приказ о вступлении корабля в строй. Затем командиру корабля вручают Военно-морской флаг и приказ. Он проносит флаг на руках перед строем всего экипажа, а затем крепит его к фалу для подъема на кормовом флагштоке либо на гафеле и по команде старшего из находящихся на борту начальников лично поднимает. Одновременно поднимают гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания. При этом оркестр исполняет Государственный гимн, а экипаж приветствует поднимаемый флаг громким протяжным "ура!".
"Охрана Государственного и Военно-морского флагов в бою является почетной обязанностью всего экипажа корабля, если Государственный или Военно-морской флаг будет сбит в бою, он должен быть немедленно заменен другим. Если обстоятельства не позволяют поднять запасной флаг на установленном месте, его поднимают на аварийном флагштоке, укрепленном в любом месте корабля" - гласит Корабельный Устав.
При стоянке на якоре флаг охраняет специально назначенный часовой, а во время боя, когда флаги поднимают на гафеле и стеньгах мачт, они находятся под охраной всех членов экипажа, которые на своих боевых постах участвуют в бою. Если флаг во время боя будет сбит, его немедленно заменят другим, чтобы противник не мог предположить, что флаг на корабле спущен.
Этот морской обычай также нашел свое отражение в Корабельном уставе ВМФ.
В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.
На яхтах в Российской империи рекомендовалось при расцвечивании чередовать прямоугольные и треугольные флаги (два прямоугольных, один треугольный), то же самое рекомендует и нынешняя "Albert 37 International Association". В ВМФ СССР рекомендовалось на участке от носа до мачты использовать треугольные флаги, на остальных участках - прямоугольные. В англоязычных странах установлен жесткий порядок следования сигнальных флагов на яхтах при расцвечивании. В ВМФ СССР (Положение о знаменах ... 1936 года) устанавливалось, что от форштевня до клотика фок-мачты применяютя "косые" флаги, между клотиками "прямые" флаги, от клотика до ахтерштевня - прямоугольные с вырезом и треугольные флаги.
Также по русским правилам XIX века на двухмачтовой яхте при расцвечивании на грот-мачте поднимался собственный флаг (национальный или яхт-клуба), а на бизань-мачте - флаг страны пребывания. Под бушпритом на лот-лине помещался позывной вымпел яхты, при этом лот находился под водой и своим весом натягивал лот-линь.
При проходе в чужих территориальных водах под правой краспицей поднимается флаг страны-хозяйки акватории.
При заходе в чужой порт на корабле поднимают желтый карантинный флаг (флаг Q международного свода сигналов). Он во-первых показывает, что на борту нет инфекционных больных, а во-вторых является запросом к портовым властям на прохождение необходимых таможенных процедур. Желтый флаг снимают только после завершения всех таможенных формальностей.
Cуда при встрече в море салютуют друг другу кратковременным приспусканием флага до половины высоты (или на одну треть высоты), на которую он обычно поднят. Гражданские суда первыми салютуют военным кораблям. Торговые суда первыми салютуют пассажирским судам. Спортивные суда первыми салютуют военно-морским кораблям, пограничным кораблям, торговым судам. При встрече двух спортивных судов первым салютует судно меньшего водоизмещения.
В Российском императорском флоте было принято салуютовать пушечными выстрелами поднятию флагов императора, флагманов, высших флотских начальников.
Если поднимались не флаги, а брейд-вымпелы, то салют не производился (кроме вымпела штаб-офицера, командующего отдельным отрядом; этот вымпел как бы заменял адмиральский флаг, поэтому ему оказывались почести как флагману).
Салют Штандарту Его Императорского величества составлял 31 выстрел (1090). При этом вымпела, брейд-вымпела и адмиральские флаги приспускаются до половины брам-стеньги
Салют штандарту Императрицы - столько же.
Салют Флагу Государя наследника цесаревича и Государыни Цесаревны - 25 выстрелов.
Их Императорским Высочествам Великим Князьям, Великим Княгиням и Великим Княжнам - 21 выстрел
Управляющему Морским министерством, - 17
Адмиралу, командующему флотом или эскадрой или инспектирующему, - 17 выстрелов
Адмиралу, не командующему - 15
Вице-адмиралу, отдельно командующему или инспектирующему =- 15
Вице-адмиралу, не командующему, или если он состоит младшим флагманом в эскадре - 13
Контр-адмиралу, отдельно командующему или инспектирующему - 13
Контр-адмиралу, не командующему или если он состоит младшим флагманом в эскадре - 11
Штаб-офицеру под брейд-вымпелом, отдельно командующему - 11
Штаб-офицеру под брейд-вымпелом, командующему отрядом под начальством флагмана - 9
Генерал-Адмиралу не царской крови и Главнокомандующему флотом - 19
Главнокомандующему войсками (если он имеет под своим начальством морскую часть) - 19 выстрелов.
Ответный салют:
от флагмана на салют частного корабля или русской крепости - всегда из семи выстрелов
от флагмана на салют флагмана - по чину и должности салютовавшего флагмана
от флагмана командору Императорского яхт-клуба - 9 выстрелов
от флагмана судам Императорского яхт-клуба - наравне с военными кораблями
ответ на салют торговым судам - "тремя выстрелами меньше, но не более пяти выстрелов".
При объявлении траура Государственный флаг, а иногда и брейд-вымпел, приспускаются на треть или до половины длины флагштока. То же самое выполняется при объявлении траура в стране, в чьих территориальных водах в настоящий момент находится яхта или корабль, а также во всех случаях, когда на борту находится покойный или урна с прахом покойного.
Истоки этого ритуала в древних романтических представлениях о том, что Смерть поднимает на судне свой невидимый флаг, чтобы освободить ему место и приспускаются прочие флаги. Чтобы поднять флаг в траурное положение, его сначала поднимают "до места" (т.е. до верхней точки), а потом плавно приспускают. Так же и спуск приспущенного по случаю траура флага осуществляется путем сначала подъема этого флага "до места", а потом спуска.
Источники:
Строевой Устав ВС РФ (1993)
Устав внутренней службы ВС РФ (1994)
Временная инструкция о порядке вручения, хранения, содержания, изготовления, ремонта, замены и сдачи, а также передачи Боевого Знамени при реорганизации (ликвидации) воинской части (приказ МО РФ №185 от 22.4.1998)
А.Н.Зинченко. Флаги и визуальные сигналы в яхтинге. 2012 г.
Эш Г.В. "Руководство для любителей паруснаго спорта" Санкт-Петербург, 1895 г.
Школа яхтенного рулевого, Издание 2-е переработанное и дополненное. Москва, «ФиС», 1974 г.
Под общей редакцией Е.П. Леонтьева.
Положение о знаменах, флагах, салютах и воинских торжествах на кораблях МС РККА (ПВТ-35), 1936 г.
Устав службы на судах Министерства морского флота Союза ССР [фрагмент]
Устав службы на морских судах Министерства газовой промышленности СССР, 1982 [фрагмент]
Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР (2008) [фрагмент]
Корабельный Устав ВМФ (2001) [фрагмент]
Устав службы на судах обеспечения Военно-Морского Флота (1997) [фрагмент]
Устав службы на судах военно-морского флота (2010) [фрагмент]
Устав службы на судах внутреннего водного транспорта РФ [фрагмент]
Устав службы на судах рыболовного флота РФ [фрагмент]
"Flag Etiquette & Visual Signals", Royal Yachting Association
На главную страницу "Вексиллографии" |
©Russian Centre of Vexillology and Heraldry
last edited 3.7.2013