Происхождение армянского флага

С завоеванием Великой Армении в XI веке Византией, затем – сельджуками, и, в первой трети XIII в. – татаро-монголами, её государственность прекратилась и впоследствии сохранилась только в армянском государстве в Киликии (Малой Армении, Сисиане), существовавшее до 1375 года, о гербах и знаменах которого и сохранились сведения в европейских гербовниках: изображения герба Малой Армении (Киликии) имеются уже в одном из первых дошедших до настоящего времени гербовников – французском гербовнике Вийнберген (L’Armorial Wijnbergen), датируемом 1265-1270 годами (№1269-й - le Roy derminie, и №1301-й, – le Roy dermine; на первом из них в золотом поле щита изображен красный (червлёный) лев (or a lion rampant gules), на втором лев и крест золотые в червлёном щите.

В Гельдернском гербовнике (Wapenboek Gelre), составленном голландским герольдом Гельдерн Клаасом Хейнессоном (Claes Heinenszoon) между 1370 и 1386 (или 1414) годами, содержится изображение "герба короля Армении" (die Coninc vaan Aarmenyen): в золоте коронованный и вооружённый лазурью, с лазоревым языком червлёный леопардовый лев, держащий передней лапой серебряный посох, увенчанный узким якорным червлёным крестом (d'or, au lion léopardé de gueules, armé, lampassé et couronné d'azur, tenant un baton d'argent, sommé d'une croix nillée de gueules) Armorial de Gelre, Folio 70r, Arnaud BUNEL, Heraldique europeenne

По геральдическим правилам, гербовыми (ливрейными) цветами, производными от этого герба должны были быть червлень (красный), лазурь (синий), золото и серебро. Поэтому ряд исследователей предполагает, что на знамёнах Киликии (Малой Армении) в период правления династии Лузиньянов (1270-1375) изображались четыре горизонтальных равновеликих полосы – красная, синяя, жёлтая и белая, что, однако, не имеет документального подтверждения в хрониках и артефактах.

Cоветский флаговед А.А.Усачёв, выдвигая в чешском бюллетене Vexilologie №24 гипотезу о принадлежности т.н. "флага вице-короля Московии", опубликованном в третьей части голландского издания книги Карла Алярда "Новое голландское кораблестроение" («Byvoegsel tot de niewe hollandse scheeps-bouw zynde een vermeerdering van noch 78 niewe besondere vlaggen, beloopende dezelve nu in dit gansche werk ten getale van 213, alle verscheide»), первые две части которой были изданы в г.Амстердаме в 1705 году, переведены на русский с личным участием Петра I и изданы в Санкт-Петербурге в 1709 году (до 1911 года третья часть книги К.Алярда в России ни на нидерландском языке, ни в русском переводе не издавалась) видному деятелю армянского национально-освободительного движения Исраэлю Ори (1658-1711), также предполагал, что в Киликии уже при царствовании царя Левона VI (1363—1364) было трехцветное красно-сине-жёлтое знамя, полосы которого символизировали царя и двух его братьев - патриарха и главнокомандующего войсками (спарапета). Исраэль Ори был первым, кто решил для освобождения Армении ориентироваться на Россию. В 1701 году Ори отправился в Москву, где встретился с Петром I и передал ему письмо сюникских меликов, в котором говорилось: «У нас нет иной надежды, кроме как на Бога и на вашу страну». Пётр I пообещал оказать армянам помощь по окончании войны со Швецией. Ори предложил России для освобождения Грузии и Армении послать в Закавказье 25-тысячную русскую армию: казаки должны пройти через Дарьяльское ущелье, а пехота отплыть через Каспийское море из Астрахани. На месте русские войска должны будут получить поддержку вооружённых сил грузин и армян. Было решено, что нужно послать специальную миссию в Персию во главе с И.Ори, которая бы узнала умонастроения местных жителей, собрала бы информацию о дорогах и крепостях и т. д. Предположительно, в 1702-1706 годах И.Ори мог посещать Нидерланды для набора офицеров в своё войско и при этом использовать красно-сине-жёлтое знамя с изображением перекрещенных мечей и 11 золотых звёзд, символизировавших меликов (князей), собранных Исраэлом Ори на знаменитое собрание в Ангехакоте в апреле 1699 года, принявшее обращение к русскому царю: «Наши помыслы о том, чтобы всем нам быть слугами твоего великого царства». Во время пребывания И.Ори в Нидерландах это знамя могло стать известным Карлу Алярду, который расценил полномочия И.Ори как вице-королевские и назвал знамя «флагом вице-короля Московии». В 1707 году И.Ори, в полковника русской армии, с большим отрядом выступил в поход, возможно, под этим трёхцветным знаменем. Французские миссионеры в Персии попытались предотвратить прибытие Ори в Исфахан, донося шаху, что Россия хочет образования независимой Армении, а Ори хочет стать армянским царём. В 1709 году он прибыл в Исфахан, где вновь вёл переговоры с политическими лидерами. Возвращаясь в Россию из Персии, в 1711 году И.Ори неожиданно умер в Астрахани.

В немецком гербовнике Милтенбергера (Miltenberger Wappenbuch), составленном между 1486 и 1500 годами, т.е. спустя более 100 лет после завоевания мамелюками Киликии (Малой Армении), представлен герб "императора Великой Армении" ("der Kaiser von der Grossen Armenien") - в золотом щите коронованный золотой короной красный идущий лев, смотрящий впрямь (геральдический леопард), с лазоревыми (синими) когтями и языком (d’or au lion passant guardant de gueules arme lampasse d’azur couronne d’or).

Самвел Григорян, Армянские львы ранних гербовников

В геральдике такому гербу соответствуют червлёный, лазоревый и золотой гербовые (ливрейные) цвета, но их существование в XV веке, как производных от «герба императора Великой Армении» совершенно исключено с учётом того, что территория бывшей Великой Армении в конце XIV в. была сильно разорена во время походов Тохтамыша, а затем Тимура (Тамерлана), а с начала XV в. находилась под властью государств кочевых туркменских племен Кара-Коюнлу, а затем Ак-Коюнлу.

В 1773 году в г.Мадрасе была издана на армянском языке книга «Западня честолюбия» (арм.«Ворогайт парац») Шаамира Султанума Шаамиряна (1723 - 1798), представлявшая собой проект будущего возрожденного армянского государства, восстановить которое предполагалось при помощи русской армии с основной ролью в борьбе против турецкого и-персидского господства карабахских меликов (т.н. в историографии «Южная программа освобождения Армении»). В описании армии будущего армянского государства Шаамирян упомянул о трёх спарапетах (командующих) трех частей армянского войска – «спарапете красного знамени» (sparapetn karmir droshaki), «спарапете синего знамени» (sparapetn kaput droshaki) и «спарапете жёлтого знамени» (sparapetn deghin droshaki) - по-видимому, эти цвета должны были найти своё отражение и в военной форме этих частей войска. Ряд исследователей видит в порядке перечисления Шаамиряном спарапетов (красный, синий, жёлтый) прообраз расположения цветных полос на флаге Республики Армении, принятом в 1918 году.

Католикосом всех армян Иосифом (Овсеп Аргутян, с 1800 года – князь Аргутинский-Долгорукий, 1743-1801) была разработана совместно с Иваном Лазаревым (Ованес Лазарян; 1735-1801) т.н. «Северная программа», основанная на проекте заселения армянами земель на Северном Кавказе и в Крыму, в ней был упомянут «знак Ноева ковчега» - красно-зелёно-синяя лента, о котором писал католикос Гукас I Карнеци (1780 - 1799). символизирующий группы цветов в радуге, которую увидел Ной, когда его ковчег пристал к горе Арарат после всемирного потопа.

Это сочетание цветов было использовано священником Гевондом Алишаном (1820-1901) из венецианской конгрегации мхитаристов Армянской Католической церкви при создании им по просьбе Ассоциации армянских студентов в Париже проекта первого армянского национального флага, представлявшего собой прямоугольное полотнище из трёх вертикальных равновеликих полос – красной, зёленой и синей, который, предположительно, использовался на похоронах в Париже Виктора Гюго в 1885 году.

Отец Алишан создал и ещё один проект армянского флага, состоявший из трёх вертикальных равновеликих полос – белой, зеленой и красной. Белая полоса символизировала Новое воскресенье армяно-григорианского церковного календаря – первого послепасхального воскресенья (Антипасха, Фомино воскресенье, соответствует славянскому празднику Красной горки), когда на восьмой день после своего воскресения Иисус Христос явился апостолам и предложил апостолу Фоме вложить персты в свои раны, сказав: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (апостол Фома считается, наряду с апостолами Фаддеем и Варфоломеем, основателем Армянской Апостольской церкви). Зелёный цвет средней полосы олицетворял армяно-григорианское Зелёное воскресенье (арм. Ашхараматур - Всемирная церковь), второе воскресенье после Пасхи, день, когда в горнице иерусалимского дома после Воскресения Христова собирались апостолы и которая послужила прообразом христианской Церкви. Красная полоса символизировала название третьего воскресенья после Пасхи в армяно-григорианской церкви – Красное воскресенье, напоминающее о пролитой крови Господней. Некоторые источники утверждают, что именно этот флаг, а не красно-зелёно-синий, использовался на похоронах Виктора Гюго в 1885 году. Позже бело-зелёно-красный флаг использовался основанной в 1887 году армянской социал-демократической партией «Гнчак» («Колокол»). (приводим фото обложки книги Назарбека "THROUGH STORM: PICTURES OF LIFE IN ARMENIA" 1899 г., взятое с сайта "OpenArmenia")

Но оба этих флага популярности не получили и остались неизвестными среди армян в Российской и Османской империях, где до Первой мировой войны не существовало какого-либо армянского национального флага.

Известна французская открытка (или плакат) с картиной, изображающей самооборону в 1909 году армян города Мерзифона (Марзвана) в Сивасском вилайете, на которой изображен флаг с красной, жёлтой и синей горизонтальными полосами (к сожалению, нам пока не удалось установить, была ли эта картина написана очевидцем непосредственно в 1909-1910 годах или позже).

Изображение открытки взято с сайта "Далеко от Арарата..." марсельского Музея цивилизации Европы и Средиземноморья (Musee des civilisation de l'Europe et de la Mediterranee), посвященного выходцам из Малой Армении в Европе и в Марселе

Предположительно, из трёх горизонтальных равновеликих полос – красной, жёлтой и синей состояли знамёна армянских добровольческих дружин, формирование которых началось в сентябре 1914 года и в основном было закончено в конце октября—ноября 1914 года (20 октября (2 ноября) 1914 года Россия объявила войну Турции). Активное участие в формировании армянских добровольческих дружин принимал Католикос всех армян Геворг V (Тпхисеци Суренянц).

Сохранилась фотография церемонии вручения знамени VII Армянской дружине. Предположительно, это знамя состояло из трёх горизонтальных равновеликих полос

В боевых действиях на Кавказском фронте принимали участие и армянские добровольцы из США (первая партия армянских добровольцев из США отправилась в Россию 12 марта 1915 года и после прибытия в Архангельск были направлены на Кавказский фронт).

Трёхцветные флаги (предположительно – красно-жёлто-синие) можно видеть и на фотографиях армянских добровольцев из США, первый отряд которых в августе 1917 года отправился в августе 1917 года из Нью-Йорка для вступления в Восточный легион французской армии, который был сформирован в соответствии с соглашением, заключенным 27 октября 1916 года в Лондоне между уполномоченным британского правительства сэром Майком Сайксом, французским представителем Франсуа Жорж-Пико и назначенным католикосом Геворгом V в 1912 году председателем Армянской национальной делегации Погосом Нубар-пашой (т.н.Соглашение Сайкса-Пико). По этому соглашению армянские легионеры в составе французских войск должны были участвовать в военных действиях против Турции на сирийско-палестинском фронте, за что Франция обещала предоставить после войны автономию армянам Киликии.

К октябрю 1917 года на Кавказском фронте действовали уже 2 армянские дивизии, из которых. 13 декабря 1917 года был образован Армянский добровольческий корпус под командованием генерала от инфантерии Ф.И.Назарбекова (Товмас Назарбекян), а особым комиссаром по просьбе Армянского национального совета был назначен один из лидеров партии Дашнакцутюн «генерал Дро».(Драстамат Канаян).


Фотографии с сайта выставки "Армянский Легион и его героизм на Ближнем Востоке во время Первой мировой войны" Армянской библиотеки и музея Америки (ALMA) из коллекции Шишманяна архива Гуверовского Института США.

Армяне-добровольцы из США, прибывшие в конце 1917 года в Порт-Саид для вступления в Армянский легион. Фото из статьи Armenians Fighting on the Side of the Allies


Некий армянский флаг 16 ноября 1920 г "от женщин Америки". Фото представлено на сайте Вазгена Арутюняна - фото из Библиотеки Конресса США.