Знамёна казаков


Казаки поселились в междуречье Буга и Днепра в глубокой древности. С XIII века земли казаков формально находились в составе Крымского ханства. В конце XV века часть казаков ушла на север в пределы Литовской Украины. Там постепенно образовалась т.н. Гетманщина. За казаками Гетманщины сохранилось имя "запорожских", хотя они обитали гораздо выше днепровских порогов. Гетманщина интегрировалась в польско-литовское государство, был создан "реестр" казаков - постоянное казачье войско. В южной части казачьих земель в конце XVI века была образована независимая казачья Сечевая республика (низовые казаки). Запорожская Сечь входила во владения Крымского ханства, но реально татары не имели власти в Запорожье. Сечь существовала автономно под руководством выборного атамана. В XVII веке казаки, недовольные политикой польской короны, начали затяжную войну за независимость. В 1654 году Богдан Хмельницкий присоединил Гетманщину к Московскому государству. Низовые казаки не согласились с присоединением, и в 1775 году Сечь была разгромлена русскими войсками. Позже часть запорожцев ушла за пределы Московского государства, часть послужила основой для создания других казачьих войск (Кубанского, Кавказского).

Казаки использовали различные знамёна. Среди них было много “жалованных”.

Так, например:

  • Император Священной Римской Империи Рудольф Габсбург в 1593 году даровал казакам золотое знамя с орлом. Знамя передал кошевому атаману Богдану Микошинскому посол Эрих Лесота;
  • казаки имели знамя от австрийского императора Максимилиана I, сделанное "из кармазинового адамашку";
  • польский король Стефан Баторий пожаловал казакам "клейноды": хоругвь, бунчук и булаву; Баторий даровал казакам шелковое розовое знамя с вышитым на нем серебряным одноглавым польским орлом. На казачьих знаменах изображались святые угодники, ангелы, огненные мечи. Эти знамена оставались в войске до первого разделения казаков на полки. Рожинский установил в каждом полку и стоне особенные знамена, подобные польским. На них уже изображались орлы, львы, гербы опветов. В сотнях были трех и четырехугольные разноцветные значки с наименованием сотни.
  • в 1557 году отряд запорожцев Дмитрия Вишневецкого перешёл на службу к Ивану IV Грозному и получил от него знамя;
  • в 1632 году казаки получили от русского царя "знамя нарочитое из запасних знамен — послать то знамя Тулских Черкас, и Днепровских козаков голове Йвану Ворыпаю". Описание знамени: “Тафта веницейская, опушка червлена, всередине два клина желтых да один клин черен, на черном клину круг тафта червлена, тафты в нем два аршина б вершков..."
  • В 1646 году польский король Владислав IV даровал казакам синее знамя с бело-красным орлом (подобная композиция на некоторых географических картах именовалась гербом Украины).
  • в 1649 году от польского короля Яна Казимира казаки получили красное знамя с белым орлом, 2 русскими крестами и надписью “Ioannes Casimirus Rex Poloniae”;
  • 31 июля 1651 года в Чигирине посол турецкого султана Чауш Осман-ага вручил Богдану Хмельницкому булаву, саблю, халат и знамя с изображением луны;
  • В 1653 году московское посольство боярина В.В.Бутурлина вручило Хмельницкому знаки власти, в числе которых знамя со Спасом;
  • Павел Алеппский писал, что в 1654 году видел у войска гетмана Хмельницкого "знамя христолюбивого воинственного гетмана Зиновия из черной и желтой материи полосами с водруженным на нем крестом”;
  • в 1654 году Богдан Хмельницкий получил от русского царя Алексея Михайловича знамя с изображением Всемилостивейшего Спаса на одной стороне, а на обороте образ Пресвятой Богородицы в покрове и преподобных Печерских со святою Варварою русских молитвенников, угодников Антония и Феодосии, великомученицы Варвары (знамя передал посланник боярин Василий Бутурлин в Переяславе);
  • в 1665 году гетьману Брюховецкому от русского царя передано знамя "цвета середина тафта червлена, опушка тафты зеленая, по знамени круги тафта лазоревая".
  • В 1669 году посланники Дорошенко получили от турецкого султана знамя с полумесяцем.
  • Самойлович получил большую хоругвь из белой камки с розовой каймой, с одной стороны черный двуглавый орёл, в середине Георгий Победоносей, вокруг надпись "Дано ихъ Царскаго Величества верному Гетману нашему Ивану Самуйловичу 1686 г". На обороте золотой крест во всю длину и ширину знамени. В отделах креста: восьмиугольная звезда, венец из листьев, крест, меч.
  • При избрании гетманов после Хмельницкого русские цари присылали свои большие знамена, но уже с изображением Угодников Божиих и образа Спаса и Богородицы, и двуглавым орлом.
  • Мазепа получил знамя от Великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны - из лазоревой камки, опушенное золотой бахромой с изображением на обеих сторонах российского герба, под коим крест из звезд и образ спасителя с надписью: "Царь Царемъ и Господъ Господемъ". По бокам креста молитвенные надписи, а внизу "1688 года, 6 января, дано ихъ Царскаго Величества, верному подданному войска Запорожскаго обоихъ сторонъ Днепра Гетману Ивану Степановичу Мазепе".
  • В 1706 году в Бендерах казакам Ивана Мазепы турецкий султан даровал сине-красную хоругвь, на красном поле полумесяц и звезда, на синем – “золотой крест Восточной церкви”.
  • Пётр I даровал гетману Апостолу белое знамя с государственным гербом. Оно же использовалось при гетмане Разумовском;
  • Петр прислал запорожцам знамя розовой камки с серебряной бахромой с изображением двуглавого черного орла и надпись "Славному Войску Запорожскому лета 1708 г".
  • Скоропадский и Апостол получали от царей знамена былой тафты с золотой бахромой и двуглавым орлом.
  • В 1734 году казаками получено знамя от царицы Анны Иоанновны
  • В 1762 году Екатерина II передала для атамана казаков новые клейноды: булаву, знамя, литавры, печать, пернач, значки и палицу. То же самое случалось при выборах каждого нового атамана. Известно, например, жёлтое знамя Запорожья;
  • В 1763 году атаман П.Калнишевский за свой счёт изготовил синее знамя с изображениями Петра и Павла, церкви, двуглавого орла. Знамя даровано от имени Екатерины II

На гравюрах, изображающих Раду Запорожской Сечи, видно знамя запорожцев - квадратное полотнище с изображением креста и сопровождающих его по углам светил.

Справа - современная реконструкция знамени Сечи - красное полотнище с изображением светил (реконструкция Бена Кахуна)

Вообще, к середине XVII века главным знаменем казачьей державы было красное с изображением Архангела Михаила. Большое знамя (хоругвь) Сечи описывалось так: на одной стороне на красном фоне Архангел Михаил, на другой – белый крест, золотые солнце, полумесяц и звезды.

Подобную расцветку знамени запорожцев некоторые исследователи склонны связывать с данью памяти казацкому вождю Дмитрию Байде-Вишневецкому, потомку турово-пинской ветви Рюриковичей (имевшему родовой герб схожей композиции).

Знамя с архангелом Михаилом появилось при Б.Хмельницком. Рассказывая об осаде Львова в 1655 году, современник писал: "Хмельницкий ехал как гетман... За ним несут новый червоный флаг, бунчук из конского белого хвоста, над ним на белой китайке вышит его герб: Абданк с крестом. Второй флаг украшен изображением Святого Михаила, поражающего змею"

Отдельные курени, полки, паланки также имели свои знамёна, при чём самых различных цветов и рисунков. Обычно знамёна несли религиозную символику.

Гетман Богдан Хмельницкий возил с собой кроме этого знамени ещё и белое со своим гербом “Абданк” (1655, Варшава, Львов).

“Абданк” - польский герб. В щите изображается фигура наподобие литеры “W”. Легенда говорит о происхождении герба следующее. В древности город Краков осаждал ужасный дракон. Сапожник Скуба сделал из телячьей шкуры чучело, набил его серой и воткнул горящий факел. Дракон проглотил чучело и обжёл внутренности. Чтобы охладиться чудище принялось пить воду из Вислы и пило пока не лопнуло. Князь Крак пожаловал Скубе герб с литерой W (Wawe) в память о Вавельском холме, где обосновался дракон.

Название герба связывают с одним из Скарбеков, которого король Болеслав Кривоустый отправил к германскому императору Генриху. Император показал послу свою сокровищницу. А Скарбек, не желая показаться бедным, не задумываясь, бросил в неё своё золотое кольцо. Император поблагодарил: “Habe dank”.

рисунок из бюллетеня ВГО Знак

C cередины XVI века своеобразным гербом Запорожского казачества стал казак с мушкетом. Печать с таким изображением была пожалована польским королём Стефаном Баторием гетману в 1576 году. На знамёнах казак обычно изображался на жёлтом фоне, одежда казака – красного цвета.

Казак с мушкетом изображался как на главных полковых знаменах - хоругвях, так и на прапорах, сотенных хоругвях и значках. Ордер гетмана К.Разумовского от 18 сентября 1755 года регламентировал вид полковых и сотенных знамен. На одной стороне должен был размещаться казак с мушкетом, а на обороте полковой или сотенный герб. В 1758 году при изготовлении голубых сотенных знамен для Нежинского полка вместо сотенного герба (которого вероятно не было) были использованы литеры наименования сотни в декоративном обрамлении.

Для морских походов запорожцы использовали белую хоругвь со Святым Николаем.

знамя запорожцев, фото из журнала Памятки Украины

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге (Россия) хранится знамя Запорожского войска, представляющее собой красное полотнище, на лицевой стороне которого изображен двуглавый орел со звездами, "Спаситель, благословляющий казаков на брань, с семнадцатью звёздами кругом него" и "архангел Михаил с огненным мечом в правой руке". По кайме знамени - надпись: "Сие знамя в войско ея императорского величества низовое сделано коштом пехоты воюющей того же войска по Чёрном морю також по рекам Днепру и Дунаю". Под орлом трехмачтовый военный корабль.

В тексте использованы работы А.Гречило (Львов), В.Стафийчука (Киев), В.Сергийчука и других. Увеличенное фото - из Государственного Эрмитажа

Современные рисунки-реконструкции исторических знамён запорожцев.

Источники рисунков: http://lvkozatstvo.org.ua/uploads/1324297632_pic02.jpg, http://karelin.org.ua/img/sxidzaxid/image006.jpg

реконструкция по фотографии в рукописи старжинского

В собрании Музея Армии в Стокгольме хранится знамя Богдана Хмельницкого. Как предполагают историки это знамя было вероятно утрачено казаками Хмельницкого в битве с поляками при Берестечке в 1651 году; во время оккупации шведами территории Польши (1655) казацкое знамя вероятно оказалось среди трофеев. Упоминается впервые среди трофеев шведского короля в 1685 году. Знамя представляет собой полотнище с откосом (по сохранившимся акварелям его первоначальный цвет - красно-оранжевый либо малиновый), в центре на белом фоне изображены серебряный с красной окантовкой крест, золотые и красные шестиконечные звезды, серебряный полумесяц и литеры "Б.Х.Г.Е.К.МЛО.В.З." (Богдан Хмельницкий - гетман его королевской милости Войска Запорожского). На оригинале знамени часть букв плохо читаема. Поэтому сокращение от слова "милости" на разных реконструкциях иногда пишут как "МЛО", иногда как "МЛС".

Использованы материалы исследований зав.сектором геральдики Управления госнаград и геральдики Администрации Президента Украины Юрия Савчука. Фото знамени в музее - http://perevodika.ru/articles/22811.html
Cправа - акварель с изображением знамени Богдана Хмельницкого из рукописи - Starzynski B. Herby Rzeczypospolitej Polskiej i Wielkiego Ksiestwa Litewskiego. T. 4, "Pasy lite, ozdoby, choragwie i proporce". кон. 19 в.

Несколько казачьих знамен сохранились в Государственной коллекции трофеев в Стокгольме. Эти знамена были захвачены гетманом Великого княжества Литовского Я.Радзивиллом в боях с казаками под Черниговым и Киевом в 1651 году. Знамена принадлежали Черниговскому, Нежинскому и Киевскому казачьим полкам, а также, вероятно, горожанам Киева (знамена с киевской "кушей"). Все знамена, захваченные Радзивиллом, были зарисованы.

Использованы фотографии знамен на сайте http://my.mail.ru/community/sitcheslavci/journal/?blogsort=rating

В той же коллекции трофеев в Стокгольме имеется и знамя, предположительно принадлежавшее гетману Мазепе. На полотнище знамени в т.ч. имеется и изображение герба гетмана.


Одними из клейнодов казаков были бунчуки - белые, черные, красные. Бунчук был пожалован гетману Богдану королем Стефаном Баторием. Бунчук представлял собой конский хвост, сделанный "добрым художеством из многих хвостов, совокупленных вместе и окрашенных красною краскою", над бунчуком головка из тонких волосяных веревок (белый и черный цвета), вверху медная пололоченная "маковица". Даровав войску бунчуки Баторий учредил и должность Генерального Войскового Бунчужного и Товарищей Бунчуковых. В 1647 году гетман запорожских казаков Хмельницкий начал на бунчуках употреблять белые волосы вместо черных. Тогда же были изготовлены и малые бунчуки, которые выдавались Гетманом наказным атаманам. К бунчукам на серебряном штурке привязывались две большие висящие кисти.


Турецкие и татарские знамена не использовались гетманом и в гетманских полках. Но на Запорожье они широко использовались. На запорожских знаменах, хранящихся в Петербурге видны множество полумесяцев, двулезвийных мечей, и др. В 1669 году посланники Дорошенко получили от турецкого султана знамя с полумесяцем.


С XVII века территория Украины в военно-административном отношении делилась на полки. Существовали следующие полки:
Белоцерковский (1648-1674 и 1702-1712),
Богуславский (1685-1712),
Брацлавский (1648-1712),
Винницкий полк (1653-1667),
Зиньковский (с 1671 года Гадячский) (1661-1671)
Ичнянский (1648-1649),
Кальницкий (1648-1653),
Каневский (1648),
Киевский (1648-1781),
Корсунский (1648-1712),
Кропивнянский (1648-1658),
Лисянский (1648-1657),
Лубенский (1648-1649 и 1658-1781)
Миргородский (1648 -1781),
Могилевский (Подольский, Приднестровский) (1648-1649 и 1657-1667)
Нежинский (1648-1781)
Новгородский полк (1653-1654)
Паволоцкий (1648-1649 и 1651-1670-е),
Переяславский (1648-1781),
Полтавский (1648-1775),
Прилуцкий (1648-1781),
Уманский (1648-1667),
Фастовский (1680-е -1702),
Черкасский (1648-1686),
Чигиринский (1648-1711),
Черниговский (1648-1781).

увеличить

Знамя Малороссийского Переяславского полка.

Рисунок знамени полка воспроизводится по сайту краеведческий альбом де ля Фриза

На территории Слобожанщины в 17 веке появилось 5 полков ("слободских"). Затем их количество несколько возросло. В отличие от левобережных полков слободские полки подчинялись белгородскому воеводе, а не гетману. Слободские полки:
Острогожский (Рыбинский),
Стародубский (1654-1781),
Сумской (1658- 1765),
Изюмский (1685-1765),
Балаклейский (1670-1677),
Слободской (1760-1764),
Ахтырский (созд.1655-1658, упр.1765),
Харьковский (1650-е - 1765).

Полки в свою очередь делились на сотни. И полки и сотни имели свои знамена.

В статьи В. В. Иванова "Знамена Слободских полков" (времен Петра I) даны описания знамени Харьковского полка и его сотен:

"...Харківський полк мав шість прапорів:
1) Полковий прапор, що на ньому зображено російський герб під коронами з круговим написом: знамя великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великія и Малыя и Белыя Россіи самодержца.
2) Другий полковий прапор — хрест у сяйві і над ним два янголи з сурмами, що тримають вінець.
3) Першої сотні — на лицевому боці зображено Миколу Чудотворця, на зворотному — Григора Неокесарійського.
4) Мерефянської сотні — на лицевому боці зображено апостола Петра, а на другому — герб російський під коронами.
5) Липецької сотні — зображено Георгія, що стоїть на землі з хрестом у правій руці і списом у лівиці, на зворотному боці — великомученика Дмитра з хрестом у лівій руці і з списом, що перемага змія, у правиці.
6) Дергачівської сотні — на лицевому боці зображено архангела з мечем, що перемага диявола, вище Христа в сяйві і під ним квіти, а напроти архангела-зірки, на зворотному боці — янгол-охоронець з людиною у правій руці.
Ізюмський полк мав десять прапорів: 1) Полковий прапор, що на ньому зображено на одному боці Покрова Богородиці, на другому — архістратига Михайла, що перемага диявола.
2) Полковий Ізюмської сотні — чотирикутний жовтий хрест.
3) Балаклійської сотні — на жовтій землі червоний хрест, над ним корона й блакитні лаври, на зворотному боці — червоний хрест на білій землі.
4) Зміївської сотні — зображено Миколу Чудотворця, на зворотному боці — янгола Михайла, що перемага диявола. 5) Куп’янської сотні — Микола Чудотворець, що молиться, на другому боці — Олексій митрополит Київський, так само молиться.
6) Сенківської сотні — на лицевому боці зображено архангола з гіллям у правій руці, а в лівиці «держащ Імя Іисусова», на зворотному янгол «имущь правую руку изображеніє креста, а в левой держащь крест».
7) Печенізької сотні — зображено Георгія, що перемага змія, верхи на коні.
8) Лиманської сотні — зображено Богородицю, по боках під покровом її святі, на зворотному боці — архангол Михайло перемага диявола.
9) Прапор, на якому зображено Спаса й герба з написом, на зворотному боці — російський герб під коронами.
10) Прапор, де зображено архангола Михайла, що вогненим мечем перемага диявола, на зворотному боці — російський герб»

По статье И.Е. Саратова "Первый герб города Харькова".

Среди знамен казаков было, например, синее знамя с изображением герба Войска Запорожского - казака с мушкетом. Это знамя недавно (в 2009 году) было отреставрировано по заданию премьер-министра Украины Ю.Тимошенко.

Использована фотография на сайте Тернопольского отделения партии "Батькивщина"