Флаги военно-морского свода сигналов Российской империи и СССР



Смотрите также


Источники:
Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.
Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.

Военно-морской флот использует для передачи между кораблями донесений, распоряжений, оповещений систему сигналов. Среди них видную роль занимают флажные сигналы. Передача сигнала осуществляется подъёмом на рее одного или нескольких флагов. Сигнальные флаги изготовляются из шерстяной материи - флагдука.

Военно-морские сигналы и сигнальные флаги появились в России практически одновременно с военным флотом, при Петре I. Уже во втором Азовском походе (1696) использовались цветные флаги для передачи команд на суда. Первые русские своды сигналов базировались на популярной в то время сигнальной книге французского адмирала А.И. де Турвиля. Сигналы по де Турвилю передавались с адмиральского корабля с помощью подъема разноцветных флагов, распускания парусов, пальбы из пушек. Первоначально свод сигналов для русских судов был опубликован на голландском языке (т.н. «Общие сигналы для руководства на флоте его царского величества», 1698, Амстердам). Предусматривалось, что ей будут пользоваться обучающиеся в Голландии русские офицеры и нанятые на русский флот голландцы. В 1708 году опубликованы уже на русском языке «Генеральные сигналы, надзираемые во флоте его царского величества» (переизданы в 1710 году). В 1716 году вышла подготовленная с участием генерал-адмирала Ф.Апраксина книга "Генеральные сигналы, надзираемые в российском корабельном флоте Его Величества на российском и голландском языке". В ней были несколько упрощены и упорядочены сигналы 1710 года, за основу взяты принципы сигналопроизводства адмирала де Турвиля. В петровский Морской устав 1720 года внесены изображения сигнальных флагов и вымпелов. В частности для управления парусными кораблями предусматривалось 51 флаг и 14 вымпелов, а для управления гребным флотом 48 флагов и 17 вымпелов.

В 1742 году изданы «Генеральные сигналы для надзирания в российском корабельном флоте ее императорского величества» контр-адмирала Калмыкова. В дальнейшем «Генеральные сигналы…» несколько раз переиздавались. Система сигналов сохранилась петровская – отдельные команды передавались комбинациями флагов, парусов, пушечных выстрелов и т.п. В общем система была громоздкой, сложной как для передающей сигнал стороны, так и для принимающей. Некоторые флотоводцы составляли свои своды сигналов и использовали их для подчиненных им кораблей. Так известны сигнальная книга Григория Андреевича Спиридова для Архипелаговой экспедиции (1773), сигнальные своды А.Н.Синявина (1771), Я.Ф.Сухотина (1790), В.Я.Чичагова (1791). Все они оперировали флагами судового сигнального комплекта, поднимаемыми на различных стеньгах.

Новая система составления сигналов появилась в российском флоте при адмирале Григорие Григорьевиче Кушелеве. В Европе в то время появилась телеграфная система Бурдоннэ, где 10 вымпелов обозначали десять цифр, а уже сочетаниями этих цифр кодировались сигналы. Г. Кушелевым подготовлена книга «Рассуждение о морских сигналах, служащих к распоряжению военных флотов и ключе, сокрывающем оные от сведения неприятельского» (1797). Тогда же новая десятичная система сигналов начала использоваться на флоте. В 1789 году аналогичный "десятичный" свод сигналов, где каждой цифре от 0 до 9 соответствовал свой флаг, был составлен Г. Ботьяновым.

В 1807 году вышел перевод с английского книги «Военно морские сигналы для дневного и ночного времени», выполненный вице-адмиралом Василием Михайловичем Головниным. В основе английской системы сигналов лежала система Бурдоннэ. Сигналы передавались 10 цифровыми и 1 заменительным флагом.

В 1810-х годах вышло «Прибавление к военно-морским сигналам» по приказу адмирала А.С, Грейга.

Недостатком системы Бурдоннэ было то, что передать можно было только один из имеющихся в книге сигналов, произвольную фразу передать не было возможности. В английском же флоте к 19 веку уже появилась телеграфная система, где отдельные флаги закреплялись за буквами алфавита. А.Н.Бутаков перевел на русский язык английскую телеграфную книгу Х. Попэма и издал ее в 1817 году под именем «Переговорный телеграф». Теперь появились флаги, обозначающие буквы русского алфавита, и стало возможным составлять флагами любую фразу. В 1830 году телеграфная система (т.е. соответствие флага буквам алфавита) была внесена и в официальный флотский «Свод морских сигналов».
1833. «Сигналы для гребной флотилии»
1854 «Сигналы для гребной флотилии».
1855. Сигналы для винтовых лодок, СПб, Мор.тип.
1860 «Свод Рено. Общенародный морской телеграф для военных и коммерческих судов», пер. с фр., СПб., тип. Мор. Мин-ва. (по высочайшему разрешению этот свод был принят и на судах российского флота).
1865. Проект общего свода военных сигналов. СПб. Тип. Мор. Мин-ва. Под рук. Ген.-ад. Г.И,Бутакова.
В 1869 году разработан «Свод боевых и общих сигналов» (ген.адьютант Г. И. Бутаков) В нем были приведены 29 сигнальных флагов. Часть из них дошла до нашего времени.
1875. Шлюпочная сигнальная книжка для взамных переговоров между военными и частными кораблями, шлюпками и береговыми сигнальными станциями, СПб, тип. А. Траншеля.
В 1901 году вышел новый Свод сигналов (данные кн. В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение, 1954)

Источники:
Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.
М. Высоков. Из истории становления морской сигнализации в России, Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU

Каждый корабль ВМФ имел на борту специальные сигнальные книги (Двухфлажная сигнальная книга, Трёхфлажный свод военно-морских сигналов, Шлюпочная сигнальная книга), с помощью которых можно было расшифровать любое сочетание сигнальных флагов. Двухфлажный и трёхфлажный своды сигналов появились еще во времена Российской империи (3-хфлажный - ок.1904 г.).

Свод военно-морских сигналов состоял из нескольких разделов: "общие сигналы", "Географические наименования", "Наименования кораблей, частей, соединений, учреждений, воинских званий и должностей", "Таблицы времени, угловых мер, линейных мер, чисел и их долей". В каждом разделе содержалось множество трехфлажных сигналов и их расшифровка. Так как множество сообщений военного флота не должны быть понятны противникам, то и книги, содержащие расшифровку флажных сигналов были секретными. Например, т.н. "Боевой эволюционный свод сигналов" (БЭС), "Свод эволюционных сигналов" (СЭС).

Отдельные трёхфлажные сигналы могут образовавать "фразу", когда такие сигналы поднимаются одновременно на нескольких фалах. Чтение такой фразы начинается с сигнала на фале правого нока верхнего рея, затем - левого нока верхнего рея, затем - правого нока нижнего рея, затем - левого нока нижнего рея, затем - фала, расположенного между правым ноком нижнего рея и мачтой ... и т.д. На кораблях, оснащенных штагкарнаком (т.е. леером между фок-мачтой и грот-мачтой) сигнальные фалы крепятся к штагкарнаку. При этом первым фалом считается ближний к фок-мачте фал, а последним - более удаленный от фо-мачты фал. Соответственно происходит и чтение поднятых на этих фалах сигналов.

Для переговоров с иностранными судами или гражданскими судами используется Международный свод сигналов.

В Российской империи, а затем и в СССР существовали буквенные сигнальные флаги, 10 цифровых флагов, 4 дополнительных и 13 специальных флагов (количество флагов по данным на 1992 год). Эта же система с незначительными изменениями воспринята и ВМФ России. Сигнальные флаги использовались военными кораблями СССР в качестве "флагов расцвечивания", то есть декорировали корабль в торжественных случаях.

32 сигнальных флага соответствуют буквам русского алфавита:

НАИМЕНОВАНИЕ ФЛАГА

ПРОЕКТ СВОДА 1865.

СИГНАЛЬНАЯ КНИГА 1901 г.

СИГНАЛЬНАЯ КНИГА 1911 г.

ВОЕННО-МОРСКОЙ СВОД СИГНАЛОВ ВМФ СССР

А, Аз

аз Также обозначает букву "Я" аз "Не. Нет. Не согласен. Не имею" аз аз Флаг обозначал отрицательный ответ: "Нет. Не согласен. Не имею. Не разрешаю. Не нуждаюсь" и т.п. Если флаг "А" поднимался одновременно с некоторым сигналом, но на отдельном фале, то это придает сигналу обратное значение.

Б, Буки

буки"Больше ходу. Дать ход". буки буки "Сняться с якоря", "Дать полный ход" (если машины застопорены), "Больше ходу" (если корабли на ходу).

В, Веди

веди веди Курс ведёт к опасности" веди в таблице 1911 веди Курс ведёт к опасности"

Г, Глаголь

глаголь глагольв дополнение к значению Бранд-вахтенного - "корабль-уравнитель, корабль обозначает отмель" глаголь глаголь Бранд-вахтенный флаг

Д, Добро

есть добро "Да. Согласен. Имею" есть В таблице 1911 года флаг "Добро" жёлтый треугольный, но в таблице 1911 года сохранен и прямоугольный жёлтый флаг, но без присвоенной ему буквы, а с названием «Карантинный», т.е. обозначающий корабль в карантине. добро "Да. Согласен. Имею", "Разрешаю"

Е, Есть

Также обозначал "Э" и "Ять" есть "Вопрос. Что случилось?" есть есть Имел буквенное значение.

Ж, Живете

живете живете [имеет условное значение] живете живете "Дать средний ход"

З, Земля

земля"Имею задний ход. Дать задний ход. Меня дрейфует" земля земля "Дать задний ход"

И, Иже

Также обозначал буквы "I" и "Ы" иже "Ясно вижу. Ответ" ижеВ таблице 1911 года литере "И" соответствует красный треугольный флажок с белой каймой. Его значением было "Ясно вижу". ???????????????????????????? иже "Общесудовая тревога", "Боевая готовность №..."

Й, И краткое

- «Атаковать правый или головной неприятельский фланг» и краткое "Обнаружил мину по пеленгу ... в расстоянии ... каб"

К, Ка (Како)

ка ка[имеет условное значение] ка"Не могу управляться" (??) ка "Выхожу из строя (ордера). Не могу управляться"

Л, Люди

люди люди "Держать левее". люди"Держать левее. Курс меняется влево", "Разворачиваюсь влево при помощи машины" (при постановке на якорь или съемке с якоря) люди "Поворачиваю влево", "Держать левее".

М, Мыслете

мыслете мыслете "Меньше ходу" мыслете "Меньше ход. Уменьшить ход" мыслете "Дать малый ход", "Уменьшить ход".

Н, Наш

наш "Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами". Поднятый на ноке рея или гафеле обозначал – производятся водолазные работы. н в таблице 1911 г В таблице 1911 года флаг «Н» другой – красно-белый с косицами. Обозначал "Атаковать левый или концевой неприятельский фланг" [1911]. При этом в таблице 1911 года сохранен и красный двухвостый флаг, но ему не присвоена буква, а только сохранено значение «Гружу порох. Стреляю в цель. Упражняюсь с минами», поднятым до половины на мачте – «Временно прекратил стрельбу», поднятым до половины на ноке – «Водолазные работы» [1911] наш "Веду огонь", "Гружу боеприпасы"

О, Он

он он"Прошу позволения. Отдых" В таблицах начала ХХ века (1901) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с пятью вертикальными синими полосками. он«Следовать за мной" В таблицах начала ХХ века (1911 гг.) этот сигнал обозначался белым треугольным вымпелом с четырьмя вертикальными синими полосками. он "Следовать за мной", "Прошу разрешения ..."

П, Покой

покой покой"Держать правее" покой покой "Повернуть вправо", "Держать правее", "Поворачиваю вправо".

Р, Рцы

рцы"Поворот"