Некоторые исторические знамёна


Эта страница заведена специально, чтобы разместить описания некоторых примечательных в истории российской вексиллологии древних знамён, которые "не укладываются" в другие рубрики нашего сайта.

  • Знамя Ермака, 1581
  • Знамя Д.Пожарского

    Знамена похода Ермака 1581-1582 гг.

    В Оружейной палате Кремля хранятся три знамени Ермака Тимофеевича из сибирского похода 1581-1582 гг. Знамёна хранились в Тобольске и переданы в Москву только в 19 веке. Первое знамя голубого цвета. На знамени изображена сцена - Иисус Навин перед Архангелом Михаилом. Ставший главой Израиля после смерти Моисея Иисус Навин встретил Архангела Михаила. Тот сказал ему: "Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое". Сцена, когда Иисус Навин снимает сапоги, и изображена на знамени. Надпись вверху: "ГРОЗНЫЙ ВОЕВОДА АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА". Ныне знамя хранится в Оружейной палате.

    Фото знамени воспроизводится по сайту "МУЗЕИ МИРА" - http://museums.artyx.ru

    Второе и третье знамена: в центре полотнища на синем поле вшиты "восстающие лев и единорог из белой холстины, расцвеченные чернилами. На широких каймах — узоры, по углам — розетки".

    По статье Г.Вилинбахова на сайте http://annales.info/.... Цветной рисунок знамени Ермака - по книге К.Иванова "Флаги государств мира". 1971

    Лукиан Яковлев в своей "Подробной описи русских старинных знамен" (сер. 19 в) описывал сибирские знамена так:

    "Одно знамя № 3696 четыреугольное, холстинное, мерою по древку 3 арш. 6 верш. шириною 2 арш. 9 верш. середина голубая, на ней вшито изображение Архангела Михаила, составленое из разноцветных кусков холстины, пред Архангелом Иисус Наввин, на коленах, иззувает сапог; вдали град Иерихон. Койма из коричневаго холста, в углах репья малиновыя, по-бокам, и по нижней койме нарисованы плоды и цветы, на верхней койме надпись: "Грозный воевода Архистратиг Михаил". кроме этой каймы была еще другая койма голубаго цвета, которая уцелела только на верхней и на нижней сторонах знамени.
    Древко крашеное красное; навершье железное копье, на нем осмиконечный прорезной крест.
    Два других знамени № 3697, № и 3698-устроены так:
    № 3697 мерою по древку 2 арш. 8 верш., шириною 3 аршина 6 верш. середина знамени синяя холстинная, на ней вшиты лев и единорог, готовые к бою, из белой холстины; во круг знамени койма из красной холстины, нижняя полоса и часть верхней полосы коймы оторваны; на уцелевших же полосах вшиты из белой холстины: на верхней солнце, на боковых коймах репья, и в верхнем углу крест, составленный из четырех гербовных лилий.
    Другое знамя № 3698 мерою по древку 3 арш. шириною 2 арш. 9 верш. середина знамени синяя, холстинная, кругом пришита койма из белой холстины, городками, а в середине вышиты из белой же холстины лев и единорог, готовые к бою; изображенья расцвечены черною краскою, язык у льва из красной холстины; кругом всего знамени широкая койма, с трех сторон неопределенного цвета, а с четвертой красная, холстинная же; по койме с трех сторон написан черною краскою развод и травы, и в четырех углах репья.
    Древки знамен красныя; навершья копья железныя гладкия".

  • Знамя Д.Пожарского

    Знамя использовалось в ополчении князя Д.Пожарского. После освобождения Москвы от поляков знамя хранилось в селе Пурих, в 1827 году передано в Оружейную палату Кремля. В настоящее время знамя ветхое.

    На одной стороне знамени изображена сцена из Ветхого Завета - Иисус Навин перед Архангелом Михаилом. Иисус Навин стал вождём Израиля после смерти Моисея, коленопреклоненный Иисус Навин изображен перед Архангелом Михаилом перед штурмом города Иерихона. Та же сцена изображалась и на знамени Ермака (1582 г.), но в отличие от него на знамени Пожарского более детально прорисованы фигуры (добавлен лежащий на земле меч Иисуса Навина, ножны, нимб Иисуса Навина, плащ, крупными буквами надписаны имена персонажей, удалены изображения облаков и моря. По кайме знамени надпись:

    "Бы(сть) егда бяше И(су)с(у) у Ерихона и возръ(в) оч(и)ми своима, видъ ч(е)л(ове)ка стояша пред (н)им и ме(ч) (его) о(б)наже(н) в руцъ (е)го, и (п)риступив к не(му) и р(е)че: наш ли еси или от сопоста(т)у наши(х)? Он же р(е)че ему: а(з) архистратиг силы Г(оспо)дн(и), н(ы)нъ приидох съмо. И пад(е) Ису(с), поклонися лиц(о)м своим на зе(м)лю и рече ему: вл(ады)ко, что (ми) повъ(л)еваши тво(ему) рабу? И рече архистратиг Г(осподе)нь ко Исусу: и зуй сапог тво(й) с н(о)гу твоею, мъсто б(о) на нём же стоиши ты с(вя)то е(с)т(ь). И сотв(о)ри Исусъ тако".

    На другой стороне знамени изображен Господь Вседержитель.

    Фото знамени - по https://ru.wikipedia.org/wiki/...
    Расшифровка вязи надписи на знамени - по https://ru.wikipedia.org/wiki/...

    реплика знамени молодежный поход

    Знамя Пожарского полюбилось современным флагопроизводителям. Уже изготовлено множество современных реплик различного качества. При этом эти многочисленные реплики освящаются, снабжаются почетным караулом, используются в церемониях и т.п. На наш взгляд это порочная практика, но что есть, то есть.

    Качественное фото современной реплики знамени Пожарского - по http://zanuda2.livejournal.com/631302.html; Вторая фотография - с http://fond-zkpch.narod.ru/n_20120709.html


    На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"