муниципальный район
Дзун-Хемчикский кожуун
(Тыва)


18 июля 2014 года Хурал представителей муниципального района Дзун-Хемчикский кожуун принял решение № 268 "О проведении конкурса на разработку герба, флага и гимна Дзун-Хемчикского кожууна". 18 декабря 2014 года Решением Хурала представителей МР Дзун-Хемчикский кожуун от 18 декабря 2014 года № 316 конкурс был объявлен, утверждено положение о конкурсе, назначена конкурсная комиссия под председательством Байбека Надажаповича Монгуша, председателя администрации Дзун-Хемчикского кожууна. Конкурс планировалось провести в три этапа и принять окончательное решение 6 марта 2015 года.

Источник: законодательство Тувы.

Флаг Дзун-Хемчикского кожууна (района)

Цвет флага - голубовато-синий. Этот цвет с древнейших времен у кочевников-скотоводов символ бескрайнего неба («Дээр-Ада», «Дэнгер-Дээр»), отца прародителя всего на земле. На флаге Дзун-Хемчикского кожууна этот цвет символизирует стремление к бескрайним высотам во всех направлениях деятельности, чистоту помыслов и крепость Духа.
Знаки (символы):
- Огонь («очаг жизни»)- символизирует теплоту, благополучие, непоколебимость и искренность народа, живущего в кожууне;
- Солнце и Луна – с древних времен главные светила на небосклоне, которые дают теплоту жизни и свет, символизируя Добро. Эти символы были включены в печать хун-нояна Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна.
Белая полоса на флаге означает открытость и чистоту души народа (арыг сеткил, ак орук).
Желтая полоса означает исторически священные Устуу и Алдыы Хурээ, нашу религию буддизм (сарыг шажын), которая получает большое развитие и процветанье благодаря храмам и надежда, что в будущем Дзун-Хемчикский кожуун станет известен не только в России и Тыве, но и всему миру и станет центром Буддизма.

По информации Б. Вольфова. Источник:
https://vk.com/id102274770?_parent_post=-83474124_12714&w=wall102274770_5328%2Fall; 2016 г.

Флаг Дзун-Хемчикского кожууна утвержден решением Хурала представителей муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» от 18 марта 2020 года № 60 и внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 12998.

Описание флага Дзун-Хемчикского кожууна:
«Прямоугольное двухстороннее полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее фигуры из герба Дзун-Хемчикского кожууна, выполненные синим, желтым и белым цветом. Обратная сторона полотнища зеркально воспроизводит лицевую».

Обоснование символики флага Дзун-Хемчикского кожууна.
Флаг Дзун-Хемчикского кожууна составлен на основании герба Дзун-Хемчикского кожууна и повторяет его символику.
Дзун-Хемчикский кожуун находится на западе Республики Тыва, в западной части Тувинской котловины. Название переводится как «восточный Хемчик». Кожуун расположен в восточной части бассейна реки Хемчик, которая является притоком Енисея и служит северной административной границей кожууна. Дзун-Хемчикский кожуун - гористый район. Рельеф понижается от хребтов системы Танну-Ола (по-тувински Танды-Уула), что протянулись на юге, к долине Хемчика. Долины рек занимают степи, выше раскинулись леса, ещё выше - альпийские луга. Равнины по долинам рек пригодны для сельского хозяйства. Среди природных богатств основным считается уголь. Его добыча ведётся открытым способом.
Территория Дзун-Хемчикского кожууна издревле являлась вотчиной кочевников, которые обитали здесь задолго до нашей эры. В середины I тысячелетия регион последовательно находился в составе Тюркского, Уйгурского, Киргизского каганатов, империи монголов, государства ойратов, маньчжурских династий. В XVIII веке, когда регион был частью Джунгарского ханства, сформировался Даа-кожуун - прообраз современного района. Он существовал и во время Урянхайского края (так называлась Тува в царской России), и в начальный период независимой Тувинской республики (1921-44 годы). В 1929 году из него выделили Дзун-Хемчикский кожуун, который с небольшими изменениями существует и поныне.
В символику герба вписана история кожууна.
В состав современного Дзун-Хемчикского кожууна входят 12 муниципальных образований - город Чадан и 11 сумонов: Баян-Тала, Бажын-Алаак, Ийме, Теве-Хая, Хорум-Даг, Хайыракан, Хондергей, Чыргакы, Чыраа-Бажы, Шеми, Элдиг-Хем, что в гербе аллегорически показано полем, составленным из 12 золотых и серебряных частей.
Многочастное поле объединяет лазоревый (синий) круг. Круг, символизирует жилище тувинских предков - юрту, а также пиалу, в которой подносят пищу, блюда из молока. Пиала неразделима с тувинской юртой: зашедшему в юрту в знак гостеприимства тувинцы подносят чай с молоком или молоко.
В верху круга изображена часть двойной крыши пагоды (хурээ), увенчанная знаком «соёмбо», что символизирует нижнечаданский (Алдыы-Хурээ) и верхнечаданский (Устуу-Хурээ) буддийские храмы. Устуу-Хурээ – один из крупнейших храмовых комплексов, находящихся на территории Дзун-Хемчикского кожууна, который по праву считается центром духовности, колыбелью становления государственности Тувы. Именно на территории Устуу-Хурээ была заложена основа тувинского алфавита, отчеканена первая монета Тувинской Народной Республики и образовано первое высшее учебное заведение (институт), выпускники которого становились первыми управленцами Тувы.
На крыше храма расположен знак монгольских, бурятских и тибетских народов «Соёмбо» означающий понятие «самозародившийся» (письм. монг. soyombu, soyongbu). Соёмбо является древним комплексным символом, восходящим к индо-буддийскому наследию.
Верх Соёмбо увенчан знаком огня, который для тувинцев традиционно означает рассвет и возрождение, а также продолжение и расширение рода. Огонь (очаг жизни) символизирует теплоту, благополучие, непоколебимость и искренность народа, живущего в кожууне. Три языка пламени олицетворяют процветание народа в трёх временах - прошлом, настоящем и будущем.
Солнце и Луна - главные светила на небосклоне, дающие тепло и свет, они символизируют доброту и вечность. Эти символы были включены в печать хун-нояна Буян-Бадыргы, правителя Даа кожууна:
Конь - надежный друг степняка-кочевника, символизирует энергию, скорость, стремление к прогрессу.
Примененные в гербе цвета и металлы дополняют его символику:
синий цвет (лазурь) - у кочевников-скотоводов с древнейших времен является символом бескрайнего неба («Дээр-Ада», «Дэнгер-Дээр»), отца прародителя всего на земле, символизирует стремление к бескрайним высотам во всех направлениях деятельности, чистоту помыслов и крепость духа.
жёлтый цвет (золото) - символизирует достаток, гордость, верность, справедливость и человеколюбие, а также вероисповедование местных жителей (буддизм).
белый цвет (серебро) - символ благородства, божественной мудрости, открытости, примирения, цвет молока, почитаемого тувинцами.
Авторская группа:
идея флага: Д.Д-Д.Монгуш, М,К.Монгуш., М.Т.Куулар, Э.Х.Ховалыг (все - Чадан);
геральдическая доработка: Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Анна Гарсия (Москва);
обоснование символики: Юрий Фрейман (Кемерово).

По материалам сайта Союза геральдистов России. Текст документа прислан В. Пермяковым.


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"