Флаги пароходств СССР


6 июня 1922 года постановлением правительства "О государственном торговом флоте" были образованы четыре пароходства: Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское. 30 июля 1923 года последовал Декрет об утверждении специальных стеньговых отличительных флагов (вымпелов) для судов государственного торгового флота. Все четыре вымпела подтверждены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 29 августа 1924 года "О флагах и вымпелах Союза СССР". Все четыре вымпела упразднены Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 января 1926 года.

Компанейские вымпела поднимались на судах Морского торгового флота СССР на грот-стеньге (если судно двухмачтовое) или на крюйс-стеньге (если судно трёхмачтовое), держались в светлое время суток.

Вымпела речных пароходств поднимались на судах на мачте под клотиком, а на дебаркадерах - на специальном флагштоке. На судах вымпела поднимались также в дни отхода в рейс, при входе на рейд пристани, а после отвала от дебаркадера - спускались.

На красном вымпеле Северного пароходства (1923-1926) изображался белый медведь, а в верхнем углу серп и молот.

Для Северного - вымпел треугольный красного цвета с отношением длины к ширине, равным 2 к 1, имеет в верхнем углу скрещенные серп и молот белого цвета, размером в 1/5, в расстоянии 1/6 галсовой кромки - изображение белого медведя, высотой 2\3, идущего на задних лапах, по направлению острого угла вымпела. (Декрет СНК от 30.6.1923. Собр. узак. СССР, 1923, №92, с. 1594).

На синем вымпеле Балтийского пароходства (1923-1926) - белые серп и молот.

Для Балтийского - вымпел треугольный синего цвета с отношением длины к ширине как 2 к 1, со крещенным серпом и молотом белого цвета, длиной 4/5, в расстоянии 1/5 от галсовой кромки вымпела. (Декрет СНК от 30.6.1923. Собр. узак. СССР, 1923, №92, с. 1594).

Вымпел Каспийского пароходства (1923) красный, в центре скрещенные белые серп, молот и якорь.

"Для Каспийского - вымпел треугольный, красного цвета, с отношением длины к ширине равным 2 к 1, по медиане верхнего угла вшит якорь белого цвета, равный 5 к 6, и на нем скрещенные серп и молот белого цвета, длиной, приблизительно, в одну треть". (Декрет СНК от 30.6.1923. Собр. узак. СССР, 1923, №92, с. 1594).

Вымпел Черноморско-Азовского пароходства (1923-1926) - красный, в вольной части синий ромб с жёлтыми серпом и молотом.

Для Черноморско-Азовского - вымпел треугольный, с отношением основания к высоте, как половина к одному - образующих своими основаниями, прилегающую к флагу кромку вымпела и синего ромба с диагоналями 2 к 1, входящего по малой диагонали меду вершинами красных треугольников; посреди ромба изображены скрещенные золотые серп и молот, размер, приблизительно в одну треть. (Декрет СНК от 30.6.1923. Собр. узак. СССР, 1923, №92, с. 1594).

22 июня 1926 года Постановлением СНК СССР утверждён вымпел судов пароходства акционерного общества "Лена - Гольдфильдс Лимитед" (CЗ CCCР, 1926, № 51, ст. 371). Вымпел белого цвета, по боковым сторонам и по середине от фаловой кромки до вершины вымпела нашиты красные полосы шириной в 1/12 основания вымпела, между ними нашити синие треугольники, вверху у фаловой кромки в белом крыже перекрещенные черные молот и кирка. Отношение длины вымпела к его ширине (основанию) - 2,5:1.

Использованы материалы книги В.А.Соколова "Флаги Российской империи и СССР в документах", М, 2001

Английская компания "Лена Гольдфильдс" еще с царских времен была собственником 60% Ленского золотопромышленного товарищества. Уже советское правительство в 1925 году стало ленские прииски в концессию английскому обществу "Лена Гольдфилдс лимитед". Общество имело флотилию судов на Лене. Общество ликвидировано в 1931 году.

Постановление о вымпеле "Лена Гольдфильдс Лимитет" отменено Постановлением Совмина СССР от 03.09.1980 N 751 "О флагах и вымпелах...".

Вымпел судов пароходства Якутской АССР (1928-1932)

Использованы материалы Л.Токаря

Вымпел "Детского речного пароходства" (основан на цветах Московского речного пароходства).

Источник фото - http://gornovosti.ru/tema/history/flagi-navigatsii-podnyat19218.htm


Морские пароходства в СССР были организованы по географическому принципу. К 1970-м годам насчитывалось 18 морских пароходств, которые входили в три объединения: Северо-Западный флот (Балтика и северные моря), Южный флот (Черноморско-Азовский и Каспийский бассейны); Дальневосточный флот. К министерству морского флота (ММФ) относилось и Среднеазиатское (речное) пароходство. латвийское мп эстонское мп приморское мп мурманское мп балтийское мп

Морские пароходства имели свои эмблемы, использовавшиеся на сувенирных вымпелах, грамотах, медалях и т.п.

Помимо вышеупомянутых морских пароходств в СССР существовало более 30 речных пароходств:

Аму-Дарьинское Амурское
Ангарское Аральское
Балхаш-Илийское
Бельское Беломорско-Онежское
Верхне-Волжское (1936-1948) Верхне-Амурское
Верхне-Днепровское (1931) Верхне-Днепровское государственное (1920-е)
Верхне-Иртышское Волго-Донское
Волжское Волжское грузопассажирское
Волжское грузовое Вятское
Восточно-Сибирское Днепровское
Доно-Кубанское Донское
Енисейское
Закавказское УРТ Западное
Западно-Сибирское Иртышское
Иссык-Кульское Камское
Куринское Ленинградское пригородное
Ленское Московское
Московское пригородное Московско-Окское
Неманское
Нижне-Амурское Нижне-Волжское (1936-1948)
Нижне-Днепровское Нижне-Иртышское
Обь-Иртышское Обское
Печорское Северное
Северо-Западное Северо-Якутское
Селенгинское Средне-Азиатское
Средне-Волжское Сухонское
Термезское
Уральское Шекснинское


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"