Материалы для справки. Организационная структура российского военного флота.


Согласно Уставу 1720 года военный флот состоял из трех эскадр (синего флага, авангарда; белого флага, кордебаталии; красного флага, арьергарда). Каждая из них состояла из трех дивизий.

В Морском Уставе Павла I 1797 года названия частей флота изменены: эскадры стали дивизиями, а дивизии эскадрами.

К 1798 году Балтийский флот состоял из трёх дивизий, а Черноморский - из одной дивизии.

В начале 19 века в Черноморском флоте также стало 2 дивизии.

В 1810 году созданы судовые экипажи (корабельные, гребные, ластовые, рабочие). В составе Балтийского флота было 52 экипажа, в составе Черноморского - 31 экипаж. В 1816 году после реорганизации количество флотских экипажей значительно уменьшилось. В каждой флотской бригаде (за исключением 3 бригады 5 дивизии) было по три экипажа. 45-й и 46-й флотские экипажи не входили в дивизии, из них комплектовались суда на Каспийском море и Тихом океане.

В 1853 году сформирован 28-й флотский экипаж Балтийского флота, а бывший 28-й флотский экипаж Черноморского флота переименован в 45-й флотский экипаж. Номера бывших 45-го и 46-го экипаже соответственно изменились на 46-й и 47-й. В апреле 1856 года 33-й флотский экипаж переведен на Каспийское море и переименован в 44-й Каспийский, соответственно бывший 44-й стал называться 33-м.

К июлю 1857 года существовали: в Балтийском флоте №№1-24 флотские экипажи, №№25-26 - экипажи малых судов, №№27-28 экипажи Каспийской флотилии, №№29-42 Черноморские флотские экипажи, №№44-46 Каспийские флотские экипажи. В 1860 году Черноморские флотские экипажи объединены в 1-й, 2-й и 3-й сводные флотские экипажи.

В 1863 году уменьшилось количество Балтийских флотских экипажей, их стало всего 8. Черноморские экипажи объединены в два сводных: 1-й Сводный Черноморский морской экипаж в Николаеве и 2-й Сводный Черноморский экипаж в Севастополе. Их роты сохранили прежние номера 29-43. Созданы также 1-й и 2-й Каспийские флотские экипажи (из бывших 44 и 45 флотских экипажей). Некоторый экипажи имели шефов - особ императорской фамилии: 1-й флотский Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Константина Николаевича экипаж, 2-й флотский принца Генриха Нидерландского (а с 1879 года - Ея Величества Королевы Эллинов Ольги Константиновны) экипаж [к этому экипажу был приписан корабль "Азов", соответственно он имел право на Георгиевские флаги], 1-й Черноморский флотский Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала Константина Николаевича экипаж, 2-й Черноморский флотский Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского экипаж. Около 1863 года из 27-го флотского экипажа создан 1-й Финский кадровый экипаж.

По реформе 1891 года, когда было принято "Положение об управлении морскими командами на берегу", в Балтийском флоте предусматривалось 27 флотских экипажей (18 экипажей было создано в 1891 году, 19-й и 20-й в 1900 году). 1-й сохранил имя шефа Е.И.В. Генерал-адмирала Константина Николаевича (а после его смерти в 1892 года стал именоваться 1-м флотским ВК Константина Николаевича экипажем), бывший 2-й экипаж получил №12 и сохранил имя шефа Е.В. Королевы Эллинов Ольги Константиновны [т.е. опять экипаж, к которому приписан "Азов"]. 5-й флотский экипаж имел шефом Е.И.В. Генерал-адмирала Алексея Александровича. Также на Балтике имелись Ревельский флотский полуэкипаж и Свеаборгская флотская рота. Все балтийские экипажи составляли две дивизии.
- В Черноморском флоте по реформе 1891 года бывший 1-й флотский экипаж стал 28-м флотским Е.И.В. генерал-адмирала Константина Николаевича экипажем (т.е. сохранил шефство); бывший 2-й флотский экипаж стал 29-м флотским Герцога Эдинбургского экипажем (с 1893 года - 29-й флотский Е.К.В. Герцога Альфреда Кобургского, с 1900 - просто 29-й флотский экипаж). В 1891 году были созданы экипажи с №28 по №34, несколько позже 35-й, 36-й и 37-й. Все черноморские экипажи составляли одну дивизию. Созданным 30-му...33-му флотским экипажам выдали старые Георгиевские знаменные флаги, которые получены экипажами тех же номеров за Севастополь в 1856 году.
- В Каспийском море - Каспийский флотский экипаж;
- "на Востоке" - Сибирский флотский экипаж.

Короткое время в 1902-1904 годах в Порт-Артуре существовал Квантунский флотский экипаж. После русско-японской войны количество флотских экипажей вновь уменьшилось. Вместо 20-ти экипажей осталось только 9. 12-й флотский экипаж вновь стал 2-м. Черноморские экипажи объединены в один. Каспийский и Сибирский флотские экипажи, видимо, продолжали существовать.

В ~1907 году количество флотских экипажей на Балтике сократилось до 9. 12-й флотский экипаж (к которому приписан "Азов") вновь стал 2-м.

К 1908 году произошла очередная реформа. Все существующие экипажи расформированы, в Балтийском флоте созданы только 2 флотских экипажа, в Черноморском флоте - только один, дополнительно были созданы на Балтике Кронштадтский и Либавский флотские полуэкипажи, Свеаборгская и Ревельская отдельные флотские роты (с 1917 - также полуэкипажи), а на Черном море Севастопольский и Николаевский полуэкипажи. Каспийский флотский экипаж преобразован в Каспийскую отдельную флотскую роту. В 1915 году из дисциплинарного полуэкипажа в Архангельске создан Архангельский флотский полуэкипаж, в 1916 году сформирован Абоский флотский полуэкипаж в Финляндии.

Сформированным в 1908 году экипажам выданы Георгиевские знаменные флаги "За Севастополь":
1-му Балтийскому флотскому экипажу - флаг бывшего 1-го ФЭ,
2-му Балтийскому флотскому экипажу - флаг бывшего 8-го ФЭ,
Кронштадтскому флотскому полуэкипажу - флаг бывшего 3-го ФЭ,
Либавскому флотскому полуэкипажу - флаг бывшего 9-го ФЭ,
Черноморскому флотскому экипажу - флаг бывшего 28-го ФЭ,
Севастопольскому флотскому полуэкипажу - флаг бывшего 34-го ФЭ,
Николаевскому флотскому полуэкипажу - флаг бывшего 37-го ФЭ,


На главную страницу "Флагов России" На главную страницу "Вексиллографии"