русские военные знамена (перечень страниц)
Централизованное русское государство окончательно сложилось к 15 веку после того, как князья Московские (Московское княжество выделилось из Владимиро-Суздальского) присоединили к своим владениям значительную часть русских земель. Московский великий князь Иван III Васильевич (1462-1505) первым присоединил к своему титулу слова "всея Руси", он же начал иногда именоваться царём. Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. Древние русские военные знамена, стяги, судя по всему обычно были красными. О красных древках с красными же "челками" (конскими хвостами) говорится в "Слове о полку Игореве". Красные знамена изображены и на миниатюрах в русских летописях XVI века. На миниатюрах Радзивилловской летописи (кон. XIV века) видны знамена с косицами, на верху древка - православные кресты. На хранящейся в Третьяковской галерее новгородской иконе "Знамение Пресвятые Богородицы" степенной крест изображен на знаменах "угодной Богу" новгородской рати. Материалы статьи А.Малова "Знамена полков нового строя"// Цейхгауз, №№15-16. Со времен Василия III Ивановича (1505-1533) известно употребление на великокняжеских знаменах образа Иисуса Наввина. В сочинении Д.Флетчера главное полковое знамя русских войск времён Федора Ивановича имеет образ святого Георгия Победоносца. Материалы статьи А.Малова "Символ небесного: знамена московских конных сотен XVII в". |
Государевы знамёнаРисунок знамён Дмитрия Донского не известен, хотя точно известно, что знамёна в его войске были. В большинстве летописных источников ("Повесть временных лет" и др.) изображаются треугольного цвета флажки красного цвета. Первые описания знамён Дмитрия Донского содержатся в “Сказании о Мамаевом побоище”, написанном в 1513-1518 годах епископом Митрофаном Коломенским. В “Сказании ...” говорится о чёрном полковом знамени с изображением Иисуса Христа, у которого Дмитрий молился перед битвой. Некоторые учёные считали, что знамя было не чёрным, а “чёрмным”, то есть тёмно-красным (П.П.Савваитов; 1896, Ю.В.Арсеньев и др.). Надстрочное “м” якобы было потеряно переписчиками “Сказания...”. Однако, часть учёных не поддержали эту гипотезу. Например, историк В.А.Кучкин, писал, что слово “чермный” встречается только в поздних переделках “Сказания...”. Историк Р.А.Симонов высказал предположение, что под словом “чёрные” могли иметься в виду тёмно-синие или фиолетовые знамёна (в собраниях “Оружейной палаты” не сохранилось ни одного чёрного знамени, а в древних описаниях чёрными часто именовались именно синие тона). В рукописном Летописном Лицевом своде (Царь-книге), составленном по заказу Ивана IV Грозного в 1568-1576 года, на многих миниатюрах изображены красные или зеленые знамена со светлой полосой у древка. |
В летописной записи об осаде Казани Иваном Грозным (1552) говорится: “и велел государь херугви христианские развертити, сиречь знамя, на них образ Господа нашего Иисуса Христа Нерукотворенный, и наверх водружен животворящий крест, иже бе у прародителя его, государя нашего, достохвалного великаго князя Дмитриа на Дону”. Долгое время, что знамя Ивана Грозного копировало знамя Дмитрия Донского. Лишь недавно, тот же Р.А.Симонов, исследуя древнерусскую грамматику, доказал, что Иван Грозный скопировал лишь “животворящий крест”. В Лицевом летописном своде помещено изображение знамени Ивана Грозного в Казанском походе – раздвоенное белое с изображением Спаса и восьмиконечным крестом над ним. По другим данным знамя (вероятно полковое) было красным с изображением Спаса. Копия этого знамени, много раз отреставрированная, по сей день хранится в Оружейной палате Кремля. По христианской мифологии "Нерукотворный Спас" это отпечаток лица Иисуса Христа на платке, который был подарен Христом царю Эдессы Авгарю. Благодаря этому платку царь спасся от болезни. |
Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного 1560 года. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос. Знамя имеет кайму "брусничного цвета", у откоса дополнительно кайма "макового" цвета. |
Религиозные сюжеты изображались и на других царских знамёнах. На алом знамени Алексея Михайловича. например, изображался лик Спасителя. Со времён царя Алексея Михайловича начали изготавливать "гербовые знамёна", первое такое знамя было белым с широкой красной каймой, в центре изображался золотой двуглавый орёл и гербы подвластных царю земель, на кайме размещалась легенда (автор герба Станислав Лопуцкий). В описи Оружейной палаты о гербовом знамени 1666-1667 годов сказано: "В кругу изображен двуглавый орел, коронованный двумя коронами, а на груди у него "царь на коне колет копием змия". |
Гербовое знамя Петра I (Азовские походы. 1696) было камчатым красным с белой каймой, в центре на бледно-коричневом фоне изображался золотой орёл, парящий над морем, на груди орла в круге Спаситель на коне, держащий меч, у которого вместо острия громовые стрелы, рядом с орлом Святые Пётр и Павел держат коричневый камень веры, над камнем Святой Дух. У конца откоса 3 золотые звезды. Размеры - ширина 1 аршин 13"3/4, длина по верхнему краю 5 аршин 8"1/2, по откосу 3 аршина 3", по нижнему краю 2 аршина 4" 1/2. На оборотной стороне изображения нет. Но этому знамени не суждено было просуществовать долго, Петром I были созданы новые знамёна и флаги с новой символикой. Источник фото - http://www.sedmitza.ru/text/400131.html |
Полковые знамёнаВ 1654 году при царе Алексее Михайловиче были построены знамена для Большого полка, Большого наряда (артиллерии Большого полка), Сторожевого полка, Ертоульного полка. Все они несли христианские сюжеты. Большой полкНа знамени Большого полка (1654) изображена икона "Покров Пресвятой Богородицы". А.Малов "Символ небесного: знамена московских конных сотен XVII в". Подробнее об этом знамени в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии" > > > > |
Большой нарядВ первой половине 16 века из артиллерии ("наряда") выделяется "Большой Наряд" - артиллерия с тяжелыми орудиями. На знамени Большого Наряда (1654) изображались Божья Матерь, Спас, Антоний Великий, Авраам Ростовский, Антоний Римлянин, Евфимий Суздальский, Давид Селунский, Никита Переявлавский, преп. Макарий Египтянин и др. пушки на станках с пушкарями, различные девизы. Источники рисунков:
Подробнее об этом знамени в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии" > > > > |
Сторожевой полк (XVII в-)В 1654 году изготовлено знамя Сторожевого полка. Знамя имело середину из чёрной тафты, откосы и кайму из алой тафты и "круги" из белой тафты. В середине одной стороны изображен Спас, стоящий на камне и благословляющий Святителей Игнатия, Исайю, Леонтия и Якова Ростовских, Иону, Иоанна, Евфимия, Никиту и Серапиона Новгородских, Преподобного Павла Обнорского, Корнилия Комелского, Макария Унженского, Иосифа Вологодского, Пафнутия, Дмитрия Примуцкого, Савватия Соловецкого и Макария Калязинского. На четырех углах изображены: Царевич Димитрий Углицкий на коне с крестом, князь Дмитрий Донской на коне с мечом, царь Давид на коне с мечом и крест о пяти ступенях с копьем и тростью. В углу откоса - солнце. На середине в четырех кругах на оборотной стороне: Образ Знамения Богородицы, окруженный херувимами и серафимами, князь Роман Углицкий на коне с крестом, князь Мстислав на коне с мечом, князь Георгий Владимирский на коне с мечом и крест о пяти ступенях с копьем и тростью. В углу откоса - луна. Знамя богато украшено надписями религиозного содержания. В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова (Использован цветной рисунок Яковлева.) Подробнее об этом знамени в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии" > > > > |
Ертоульный полк (XVII в-)В 1654 году при царе Алексее Михайловиче изготовлено знамя для Ертоульного полка. "Середина знамени была из жёлтой тафты, откос из чёрной, кайма из красной тафты. На одной стороны изображены: Спас, стоящий на камне Пречистая Богородица, Иоанн Предтеча и Петр, Иона, Алексей и Филипп Митрополиты; на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту, и в откосе же: в одном круге Великомученик Георгий на коне, с мечем; въ другом крест о пяти ступенях с копьем и тростью. На середине другой стороны: образ Пресвятой Богородицы, на откосе Святые Петр и Павел, несущие по кресту; на откосе в одном круге Меркурий Смоленский на коне с мечом; в другом круге крест о пяти ступенях с копьем и тростью. В тексте использована информация "Исторического описания одежды и вооружения российский войск" А.Висковатова Подробнее об этом знамени в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии" > > > > |
Боярские прапорыВ конце XVI века в России по примеру Польши появились т.н. "прапоры" - личные знамена военачальников, знамена небольшого размера с длинными хвостами. При Борисе Годунове у каждого воеводы был свой прапор. Некоторые прапоры:
Ю.В.Арсеньев. О знаменах с геральдическими изображениями в русском войске XVII века. Некоторые прапоры, описанные у В. Звегинцова Прапор с темно-синей каймой, белыми полулуниями и кругами. Середина и треугольники косицы белые. Круги темно-синие. Орел светло-коричневый, головы и лапы палевые. Короны, щит на груди, скипетр и держава золотые. Запас светло-зеленый. |
Кайма синяя. Полотнище (квадрат, треугольники, кончики косиц) красное. Все звезды и полумесяцы и эфесы мечей золотые с белым обводом. Лезвия мечей медного цвета и зеленой струйкой посередине. В углу квадрата облако медного цвета с зелеными струйками. В облаке лик в золотом сиянии с золтой одеждой. Архангел в золотой одежде с золотыми крыльями. На рукавах и штанах красные и зеленые полоски. Корона золотая с красными разводами. Чепрак золотой с красными полосками. Кадило и труба золотые. Евангелие золотое с красными и зелеными полосками. Крест в руке красный. Радуга из одной красной и двух медных полос. Конь медного цвета. крылья и копыта золотые. Уздечка красная, сбруя золотая с красными и зелеными каменьями. Вверху два золотых прямоугольника с красными надписями. Запас палевый. |
СтрельцыРусская армия до XVI века состояла из конницы. В середине XVI века появились "стрельцы". Стрелецкие полки (после 1550) имели большие полковые знамена и меньшие сотенные. У стрельцов существовало несколько типов знамён:
Помимо этого, видимо, существовали свои знамена (прапоры) у каждого десятника (судя по количеству выданных в стрелецкие полки Нечаева и Протопопова в 1702 году прапоров и вымпелов - 500 шт тафтяных и 150 камчатых - выданных на 1000-й полк) Источник - публикации В. Великанова Возможно у стрельцов также было два комплекта знамен – государевы и братские (т.е. изготовленные за свой счет и используемые ежедневно). Братские знамена имели более простой дизайн и были более дешевыми. Например, в числе шведских трофеев в битве при Салатах есть братские знамена полка Нечаева - черные с белой каймой и белым прямым крестом. Капитан Эрик Пальмквист, участник шведского посольства, посещавшего Россию в 1673-74 гг., подготовил рисунок униформы 14 стрелецких приказов (полков) и их знамён. Позже А.Висковатов приводил описания этих знамен московских стрелецких полков (1674) в своем труде. Источник рисунка - Российская государственная библиотека |
Все стрелецкие знамена на планшете Пальмквиста имели кайму, средину и крест, все элементы разных цветов. На трех знаменах из 14 на полотнище имеются дополнительные украшения в виде змеек или звезд. На рисунке несколько примеров стрелецких знамён 1674 г. Подробнее о них в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии. Стрелецкие полки" > > > > |
В книге А.Висковатова приводится также описание знамени Астраханских конных стрельцов с религиозным сюжетом. Материалы "Исторического описания одежды и вооружения российских войск" А.Висковатова |
Знамя 9-й конной стрелецкой сотни XVII в. (слева) и сотенное стрелецкое знамя. Источник рисунка - http://oldru.com/symbol_1/22.htm |
Псковский стрелецкий полк Юрия Вестова (1699) на полковом знамени Всемилостивейший Спас в окружении святых. На 9 ротных знаменах на золоте печать Псковского государства, кайма – «по золоту разными травами», опушки красные и зеленые. Псковский стрелецкий полк Василия Козодавлева: под образами святых гербы великого государя, луны и звезды… Новгородский стрелецкий полк Захария Вестова – на голубом поле Св.Арх.Михаил, справа Иисус Навин, слева город Иерихон (хранится в Оружейной палате). По статье В.Великанов "Знамена русской армии в Нарвском походе 1700 года". // Цейхгауз, №37. |
Павел Коновальчук (Москва) предоставил "Вексиллографии" изображение стрелецкого знамени, взятого шведами в 1703 году под Салатами. Знамя принадлежало московскому полку полковника Алексея Лаврентьевича Обухова. Знамя черное с изображением двуглавого орла в середине, на кайме изображены растительные орнаменты, образы Святых; в углах гербы Выборга, Сердоболя, Вятки. Рисунок прислан П. Коновальчуком. Фото знамени из стокгольмского музея армии - Блог "Oderint dum probent" |
Ещё одно ротное стрелецкое знамя неизвестного полка из шведских трофеев в битве под Салатами (Фото из Музея армии в Стокгольме). Среди салатских трофеев таких знамен шесть: "на красном фоне нашит белый крест, в каждой из четвертей — жёлтый полумесяц и звезда. Кайма — из жёлтых, золотых и голубых косиц". Источник - Блог "Oderint dum probent" Перечень потернянных русскими стрельцами при Салатах знамён (по
Великанов В.С. "Салатские трофеи": полковое имущество стрелецких полков Нечаева и Протопопова, потерянное в сражении при Салатах 18/29 марта 1703 г. // Военно-исторический журнал "Старый Цейхгауз". № 52 (2/2013). М. 2013.):
Источник - Блог "Oderint dum probent" |
Полки нового строяТ.н. "полки нового строя" появились в России в начале XVII века. Они строились по нидерландскому или шведскому образцу, русских ополченцев в них обучали иностранные инструкторы. Командовали полками также преимущественно иностранцы. В отличие от знамён стрельцов и казаков, которые делались по древним образцам, для полков "Нового строя" знамёна делались по европейской моде по указаниям "иноземных полковников". Существало три рода войск нового строя: рейтары, драгуны и солдаты. Из знамена несколько отличались. Также отличия имели знамена командиров полков ("полковниковы", "генераловы") и ротные ("капитанские", "маеорские"). Полковничьи знамена являлись одновременно полковыми и знаменами первой полковничьей (генеральской) роты. Они были по размеру обычно несколько больше ротных. Знамена изготавливались централизованно в Казенном приказе, либо деньги на изготовление знамени передавались полковнику. Дизайн знамен мог быть произвольным "как ротмистр укажет сам". При царе Алексее Михайловиче на знаменах всегда изображался православный степенной крест (крест на Голгофе) и звезды (по порядковому номеру роты). Последний обычай вероятно был заимствован из Англии, где номер роты обозначался количеством кружков на знамени. Полковничьи знамена часто были белыми с двуглавым орлом, ротные - цветными. Данные публикаций А. Малова. Рисунок знамени роты Фарбеса - автор Олег Федоров (журнал "Цейхгауз") В труде В. Звегинцова описано несколько знамён нового строя. 43. Знамя вероятно полка иноземного строя, хранящееся в Стокгольме. Полотнище белого дамаска. Большой двуглавый светло-коричневый орёл с золотым обводом. Короны, клювы, лапы - белые с золотым обводом. Скипетр золотой, держава белая с золотым крестом, обводом и полосами. 44. Знамя вероятно полка иноземного строя, хранящееся в Стокгольме. Полотнище белого дамаска. Белый двуглавый орёл нарисован черной тушью. Короны и скипетр золотые. держава белая, крест и полосы на ней золотые. На груди орла в золотом круге царь Петр верхом, с мечом в руке. Всадник, конь и земля белые, нарисованы черной тушью. Запас красный. 47. Знамя, кайма и середина светло-желтые. На кайме белые полосы. Крест чёрный, запас малиновый. 48. Знамя вероятно полка иноземного строя. Полотнище и запас красные. Крест вверху, прямоугольники с надписями, корона и скипетр золотые. Меч с золотым эфесом и серебряным лезвием. |
58. Прапор полка иноземного строя. Полотнище и запас светло-желтые. Эфесы золотые с зелеными каменьями. Лезвия серебряные, ветси и буквы серебряные. В гербе на серебряном щите зеланя гроздь винограда. Щит помещена на зеленое поле, орнамент вокруг серебряный. По В. Звегинцову СолдатыВ Оружейной палате хранятся солдатские знамёна времён Михаила Федоровича. Некоторые из них имеют на полотнище косые зубчатые ("бургундские") кресты. Такой тип можно назвать "модным" в Европе в тот период, таковые знамёна были в Испании, Англии. Данные публикаций А. Малова Реконструкция полковничьего и подполковничьего (1-й и 2-й рот) знамен полка солдатского строя Якуба Вильсена 1632-1634. Автор реконструкции - художник Владимир Передерий. |
В солдатском полку, как правило, было 10 рот. Каждая имела своё знамя. Детали знамён разнились, т.к. полковники их делали по своему усмотрению. Но обязательным был степенной крест. Знамя первой роты полковое, белое с двуглавым орлом, знамёна остальных рот цветные. На белом знамени солдатского полка на фото вверху степенной крест и девиз "Furchte Gott" (девизы на солдатских знаменах тех лет были либо на немецком, либо на латыни. Источник фото - блог В.Великанова "ODERINT DUM PROBENT" (блогер “Громобой”) http://rusmilhist.blogspot.ru/. На фото знамёна солдатских полков, изготовленные в 1654 г. в Оружейной палате и потерянные под Ригой в 1656 г. |
Реконструкцию одного из подобных солдатских ротных знамен (с изображением короны и перекрещенных мечей) приводил в своей работ П. Белавенец. Источник - Белавенец П.И. "Приложение к краткой записке о старых русских знаменах. СПб., 1911. |
Реконструкция знамен полка сомерских солдат полковника Якова Гаврилова сына Ловзына, 1679. Полковничье знамя (1-й роты), капитанское знамя (4-й роты), сшитое из тафты с отливом с опушкой из черной китайки. Автор реконструкции - художник Владимир Передерий. Материалы статьи А.Малова "Знамена полков нового строя"// Цейхгауз, №№15-16 |
В коллекции Эрмитажа хранятся ротные знамёна конца XVII века (солдатского полка) с белыми холщовыми полотнищами, изображением креста на Голгофе, в центре в круге — единорог. По полю нашиты звезды, число которых указывает номер роты, (в коллекции представлены знамена 2-й, 3-й, 5-й, 7-й и 9-й рот). Знамёна хранились в доме Петра I в Нарве, затем поднесены городским магистратом Николаю I. По материалам статей Г.Вилинбахова со ссылкой на "Каталог редкого старинного и восточного оружия, хранящегося в собств. е. и. в. Арсенале в Царском Селе. Спб., 1835, ч. 1, с. 252, № 12-17". |
Ротное знамя 9-й роты солдатского полка. XVII в. По данным энциклопедии "Академик" такой образец знамён (в углу крест, в середине круг с изображением (расцветом) льва, единорога, грифа и т.п., вне круга разбросаны звезды) появились в 1668 году. Источник рисунка - http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/672279 |
"Память" об изготовлении знамен 1665 года содержала эскизы солдатских, рейтарских и драгунских знамен Белгородского разряда. Все знамёна простого дизайна - в углу православный крест на Голгофе, на полотнище звёзды количеством по номеру роты. Солдатское знамя в "Памяти" квадратное, без бахромы. Источник рисунка - блог В.Великанова "ODERINT DUM PROBENT" (блогер “Громобой”) http://rusmilhist.blogspot.ru/ |
Драгуны
Драгунские знамена в полках нового строя имели меньшую площадь полотнищ и две или одну косицу. Эскиз драгунского знамени (из труда П.И.Белавенеца, 1911). |
"Память" об изготовлении знамен 1665 года содержала эскизы солдатских, рейтарских и драгунских знамен Белгородского разряда. Все знамёна простого дизайна - в углу православный крест на Голгофе, на полотнище звёзды количеством по номеру роты. Драгунское знамя в "Памяти" (в отличие от рейтарского и солдатского) имеет две косицы. Источник рисунка - блог В.Великанова "ODERINT DUM PROBENT" (блогер “Громобой”) http://rusmilhist.blogspot.ru/ |
Среди шведских трофеев, захваченных в бою у Якобштадта в 1704 году, есть знамена драгунского полка Сухотина (Тверского). Полковое знамя белое с золотым орлом под тремя коронами. Ротное знамя тёмно-жёлтое, на одной стороне Св. Аника Воин (?), на другой стороне золотой крест. В конце 1704 года взамен захваченных знамен полку Сухотина были дарованы 3 новых знамени. Материалы блога В. Великанова - http://rusmilhist.blogspot.ru/ |
Рейтары
"Память" об изготовлении знамен 1665 года содержала эскизы солдатских, рейтарских и драгунских знамен Белгородского разряда. Все знамёна простого дизайна - в углу православный крест на Голгофе, на полотнище звёзды количеством по номеру роты. Рейтарское знамя в "Памяти" квадратное с бахромой. Источник рисунка - блог В.Великанова "ODERINT DUM PROBENT" (блогер “Громобой”) http://rusmilhist.blogspot.ru/ |
Реконструкции рейтарских ротных знамен рот Белгородского разряда (1665). Голубые и красные знамена изготавливались из камки, зеленые из тафты. Рейтарские знамена были по размеру еще меньше, обычно полотнище было одноцветным, на полотнище степенной крест и звезды. Материалы статьи А.Малова "Знамена полков нового строя"// Цейхгауз, №№15-16 |
Рейтарские полки имели по одному штандарту на роту. Штандарт первой роты - полковой - белый с двуглавым орлом. Штандарты ротные - цветные с изображением степенного креста и разных геральдических фигур. Иногда они украшались девизами и звёздами по номеру роты. Данные В. Великанова Cохранились эскизы знамён Севского рейтарского полка. В 1677 году новый полковник Яган Гулиц просил в Иноземном приказе прислать в полк 10 рейтарских знамен, 3 копейных знамени, 3 драгунских знамени. "...10 рейтарских штандартов из камки с золотой бахромой и кистями. Размер штандарта «вдвое полтара аршина», т.е. 1,06 Х 1,06 м. Первый штандарт белый с двуглавым орлом, остальные 9 – красные. На них в середине писано золотом: 2-й роты лев, 3-й роты журавль, держащий в ноге камень, 4-й Богородица, 5-й Св. Георгий на коне, 6-й Архангел Серафим, 7-й лебедь, 8-й пеликан, 9-й «индрик» (единорог), 10-й олень.
Источник - блог ODERINT DUM PROBENT (блогер “Громобой”) - http://rusmilhist.blogspot.ru/2013/07/1677.html#more Подробнее об этом знамени в разделе "Знамёна конкретных войсковых частей Российской армии. Полки нового строя" > > > > В 1660-х годах по образцу польских гусар был создан полк "гусарского строя" князя Ивана Хованского По информации. приведенной на сайте http://dic.academic.ru/...: "... на флажках [русских гусар в отличие от польских] и доспехах вместо крестов изображался золотой двуглавый орел на белом поле". |
© Russian Centre of Vexillology and Heraldry.
last modified 11.9.2014