Южная Осетия

Осетия в древности входила в состав феодального государства Алания, уничтоженного в 1222 году. Затем Осетия управлялась властителями Грузии. Северная Осетия в XVIII веке отошла к России, а Южная к грузинскому царству. 20 апреля 1922 года в составе Грузинской ССР была создана автономная область Южной Осетии (с 1936 года - Южно-Осетинская автономная область). Область не имела своих герба и флага.

Осетинские националиcты начали использовать бело-красно-жёлтый флаг с конца 1980-х годов. Флаг возможно инициирован в 1987 году Ю.С.Гаглойти, ведущим работником Южно-Осетинского отделения АН Грузии. Другой источник сообщает о том, что автор флага - лидер движения за независимость Южной Осетии, доктор исторических наук, этнограф Алан Чочиев.

информация Сармата Иристона

В Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге хранится осетинский традиционный флаг XIX века с изображением пяти крестов. Журналист М.Бурнацев предлагал в 1990-х годах свой проект - на жёлтом полотнище красный крест с белой сердцевиной.

Живой журнал Олега Кудухова Живой журнал Магаса Дедякова

10 ноября 1989 года Южно-Осетинский облсовет решил преобразовать область в Южно-Осетинскую АССР. Были планы присоединения Южной Осетии к России. Предложение было встречено в штыки грузинскими националистами, после чего между осетинами и грузинами вспыхнул кровопролитный конфликт. 20 сентября 1990 года облсовет провозгласил Южно-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. В ответ на это Грузия 11 декабря 1990 года приняла закон об упразднении автономии Южной Осетии. Президентом СССР М.С.Горбачёвым оба эти законодательных акта были признаны противоправными, и Южно-Осетинский облсовет отменил своё решение.

Отряды национальной гвардии в начале 1990-х годов нашивали на центральную полосу своих бело-красно-желтых флагов белый силуэт снежного барса (Uncia uncia).

Здесь представлена реконструкция этого флага, силуэт барса заимствован с герба республики. В начале 1990-х годов барс вероятно изображался по-другому

26 ноября 1990 года Верховный Совет Южной Осетии принял Конституцию Республики Южная Осетия. В статье 155 оговаривался флаг - полосатый бело-красно-золотой.

Постановлением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 30 марта 1992 года было утверждено Положение о Государственном флаге Республики. Официально символика цветов флага не объясняется. Автор флага, осетинский учёный Ю.С.Гаглойти, считает белый цвет цветом скифских князей (основатель касты князей Авх по легенде имел белые волосы), а красный и золотой цвета - символом касты военных (скифские воины имели красно-золотистые волосы и усы). Белый также считают цветом моральной чистоты осетин, красный - храбрости, золотой - богатства.

29 мая 1992 года Верховный Совет Южной Осетии провозгласил полную независимость республики от Грузии.

В тексте использованы материалы статей М.Ревнивцева и Ю.Курасова

Символика флага объяснена на сайте Комитета информации и печати Республики Южная Осетия © УКЦ «AnyKEY»:
"Цвет флага символизирует три главные ценности национального сознания. Белый воплощает идеи справедливости, чистоты и священной славы - КАД, красный цвет символизирует сакральное понятие доблести и отваги - АЭХСАР, а золотой или желтый является цветовым образом ФАРНа - мира, добра, счастья и благополучия, исходящих от неба и солнца.
Хотя этот триколор упоминается в эпических сказаниях осетин, в качестве национального символа он начал использоваться лишь с 1989 года, с подъемом национального движения в Южной Осетии; в качестве государственного символа РЮО он был утвержден законом о государственном флаге РЮО от 13 января 1992 года".

Фирмой "Октябрь" для правительства Южной Осетии были изготовлены республиканские знамена. На них в середине триколора добавлен герб республики - барс. Именно такой флаг выставлен в кабинете президента республики Эдуарда Кокойты рядом с Государственным флагом. Возможно - это флаг президента (?).


Приводим здесь любопытнаю статью, разъясняющую символику цветов флага Осетии (статья взята с сайта WWW.FREEOSETIA.COM. Автор, к сожалению, не указан).

Трехцветный бело-красно-желтый флаг. Эти цвета являются символами моральной чистоты (белый), воинской доблести (красный) и изобилия и благодати, осет. "фарн" (желтый). Эти цвета и понятия, которые они символизируют, связаны с социальной структурой древнеосетинского (скифского и аланского) общества и являются отражением этой структуры. Ее суть вкратце заключается в делении общества на три социальные группы, составляющие органическое целое. Этими группами были военная аристократия, из среды которой выдвигались вожди племен и военачальники, служители культа или жречества и рядовые общинники, состоявшие из скотоводов и землепашцев. Это деление, получившее в литературе название трехфункционального или трехчленного, прослеживается на протяжении почти всей этнической истории осетинского народа, начиная от скифской эпохи и вплоть до настоящего времени. Конечно, с течением времени и изменением общественных условий институты, которые отражали это деление, не могли не меняться, приспосабливаясь к новым условиям. Однако сама идея трехфункционального деления общества выдержала испытание временем и нашла отражение в широком круге представлений - религиозных верованиях, эпосе, бытовых обычаях и традициях, языке. Согласно сведениям "отца истории" Геродота (V в. до н. э.) и других античных авторов, скифское общество состояло из скифов "царских" (паралата), жречества (авхата) и рядовых общинников. Вещественными символами этих групп были секира или копье, чаша и плуг с ярмом, упавшие, согласно представлениям скифов, с неба. Это деление было реальным и четко осознавалось самими скифами и нашло широкое отражение в мифологии, религии и искусстве скифов. Оно соответствовало кастовому делению древних арийских (индоиранских) народов, частью которых были скифы, и тройственному членению древнего индоевропейского общества в целом. Наиболее характерной особенностью и обязательной принадлежностью скифского жреческого костюма был особый белый головной убор, трижды обвивавший голову, со спускающимися с головы двумя лентами или повязками, считавшимися священными. Греческие авторы называли их "пилофорами", т. е. "носящими священную шапку". Специальный головной убор был отличительным признаком и других индоиранских народов, и изображения такого убора обнаружены при археологических раскопках скифских древностей. Цветом этой скифской социальной группы был именно белый, как символ моральной чистоты, что находит подтверждение и в том, что цветом жреческой касты в Индии и Иране также считался белый. По данным источников, родоначальник жреческой касты скифов Авх, согласно легенде, имеет от рождения белые волосы. Вот что пишет по этому поводу в своей поэме "Аргонавтика" римский поэт I в. н. э. Валерий Флакк: "...у него издавна белые волосы, прирожденный знак. Обвивая виски тройным узлом, он спускает со священной головы две повязки". Цветом же военной касты считался красный, точнее - золотисто-красный, цвета пламени, что подтверждается как письменными источниками, так и этнографическим материалом. В той же поэме содержится описание знаков высшей власти скифского вождя Колакса, которые окрашены именно в оттенки красного цвета - это огни сверкающей молнии, золотисто-красные крылья. (Валерий Флакк пишет, что отряд Колакса "носит на разных покровах (т. е. щитах) Юпитеров знак (т. е. знак бога войны римской мифологии) - разделенные на три части огни молнии". Как бы подчеркивая заимствование этой символики римскими войсками, поэт говорит: "Не ты первый, римский воин, рассыпал по щитам лучи сверкающей молнии и красные крылья"). Эти данные греческих и римских источников убедительно подтверждаются и данными сравнительной этнографии. Согласно этим данным, в мифологии ряда индоиранских народов говорится, что основатели и боги военной касты рождаются с волосами и бородой золотисто-красного цвета. Если судить по имеющимся у нас данным, то античные источники не содержат прямых указаний на цветовую символику третьего слоя скифского общества, рядовых общинников - скотоводов и земледельцев. Видимо, это объясняется тем, что данная социальная группа привлекла меньше внимания со стороны древних авторов, чем первые две. Это, в общем, вполне понятно. Однако данные осетинской этнографии и, в первую очередь, нартского эпоса дают возможность восполнить этот пробел. Подобно скифам, нарты также делились на три четко выраженные социальные группы или рода. Это были - Ахсартаггата (воины), Алагата (жрецы), Бората или Бурата (рядовые общинники). К числу первых принадлежали наиболее выдающиеся нарты - Урузмаг, Хамыц, Батрадз, Сослан. Вторые осуществляли обрядовые функции нартов, и именно в их доме хранилась священная чаша Уацамонга и Нартамонга, служившая определителем истинного нарта (вспомним чашу как символ жреческой касты у скифов). И, наконец, последние олицетворяли собой изобилие и благодать (фарн) нартов. Родоначальник этой фамилии назывался Борафарнуг или Бурафарнуг, т. е. Бора (Бура), наделенный фарном. Первая же часть этого слова, судя по всему, связана с осетинским словом "желтый", встречающимся в сказаниях о нартах как в дигорском, так и в иронском вариантах... Бытование у предков современных осетин особых флагов, прямо называемых аланскими, уходит своими корнями в сармато-аланскую эпоху и зафиксировано различными источниками. Сведения об аланских флагах содержатся и в греко-латинских и армянских источниках. Армянский автор V в. н. э. Фавстос Бузандаци приводит титулатуру одного из крупнейших армянских феодальных (нахарарских) родов Мамиконянов. В числе других эпитетов этой титулатуры он приводит и такие: аланазгик и аланадравшк, означающие "аланского происхождения" и "аланское знамя несущий". Подробное описание этого знамени автор не приводит, однако, судя по тому, что роду Мамиконянов должность командующего войсками (спаспет), речь идет о военном знамени. Наличие в титулатуре Мамиконянов имени алан объясняется двумя факторами. Во-первых, в первых вв. н. э. царствующие фамилии Армении и Алании принадлежали к одной и той же фамилии Аршакидов, скифской по своему происхождению, другие ветви которой правили и в других странах. Грузинские источники знают армянских Аршакидов под именем царей Ажгаланов (мепени ажгаланиании), т. е. Аланидов, аланского происхождения (первая часть этого имени идентична армянскому азг "народ, происхождение"), один из которых Ажгалан Мудрый упоминается в качестве первого царя Персии (Парфии) после Александра Македонского. Во-вторых, наряду с сохранением своего этнического значения, термин "алан" получил в армянском языке и значение "победоносный, славный, достойный". Тем самым становится понятным и содержавшееся в титулатуре Мамиконянов упоминание аланского или победоносного флага. Античный автор II в. н. э. Флавий Арриан, служивший правителем римской провинции Каппадокии (на территории современной Турции) и лично командовавший римскими войсками, направленными против вторгшихся в Закавказье алан в 135 г. н. э., в своей работе "Тактика" приводит описание скифских военных знамен и значков: "Скифские военные значки представляют собой драконов, развевающихся на шестах соответствующей длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются наподобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видны только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на этих животных (т. е. драконов), и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения, проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас, но и полезны и для различения атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой". В рассказе Флавия Арриана обращает на себя внимание в первую очередь то, что военные знамена скифов и алан, на которых наносились изображения фантастических и полуфантастических животных, сшивались именно из разноцветных лоскутьев... Под влиянием скифов и затем алан подобные драконообразные значки и их изображения на знаменах получили распространение в персидском, парфянском и римском войске.


В октябре 2011 года президиум парламента Южной Осетии рассматривал законопроект "О знамени Вооружённых сил РЮО". Законопроект был отправлен депутатами на доработку.

Источник - http://cominf.org/node/1166489711

Знамя осетинской военной части. Фото 2011 года.

Источник - http://осинформ.рф/page/65/


Правительство Грузии не признает независимость Республики Южная Осетия. Официально Грузия считает эту территорию регионом Самачабло. Разработан и проект флага для региона. В нём объединены осетинские красный, белый и жёлтый цвета и грузинский крестовый флаг.

По сообщению "Кавказского дома" (Турция)


Свой флаг имеется у Джавского района Южной Осетии. Он "представляет собой симбиоз осетинских флага и герба".


На главную страницу "Флагов Абхазии и Южной Осетии" На главную страницу "Вексиллографии"